Судном называют инженерное сооружение, способное плавать на воде и перемещаться по ней, неся на себе грузы, людей, оборудование, обусловленные назначением этого сооружения.
Современный флот плавучих средств представляет собою сложное хозяйство, наделенное различными, зачастую противоположными специфическими особенностями эксплуатации. Однако все многообразие плавающих средств поддается классификации.
Суда подразделяются на группы в зависимости от их назначения, района плавания, материала постройки, рода движителя и двигателя и т.п.
По назначению суда делятся на военные, торговые, пассажирские, грузопассажирские и грузовые, служебные (буксиры, ледоколы, лихтеры, паромы, плавкраны и так далее), промысловые, спортивные.
По районам плавания суда делятся на океанские, морские дальнего и малого плавания, прибрежного плавания, река-море, речные и озерные.
По материалу, из которого построен корпус, суда бывают деревянные, железные, стальные, смешанные или композитные, а также на железобетонные, иногда алюминиевые или медные.
По роду движителя судно может быть парусным, колесным и винтовым.
По роду двигателя суда подразделяются на ветровые, паровые (с угольным отоплением, нефтяным и смешанным), тепловые, электрические, атомные.
По направлению совершаемых рейсов торговые суда могут подразделяться на линейные и трамповые.
Линейными судами считаются суда, совершающие определенные регулярные рейсы и обслуживающие определенные порты. Трамповые суда не работают на постоянных линиях, а осуществляют коммерческие рейсы в любых направлениях в зависимости от наличия груза и необходимости его перевозки. Трамповые суда сами ищут фрахт.
Торговые суда подразделяются также на пассажирские, грузопассажирские и грузовые.
Грузовые суда в зависимости от характера перевозимых ими грузов делятся:
а) на сухогрузные, предназначенные для перевозки сухих грузов в таре или без тары. При этом значительная часть этой группы судов приспособлена для перевозки определенного вида грузов и, соответственно, подразделяются на лесовозы, угольщики, зерновозы, рефрижераторы, контейнеровозы, суда с горизонтальной погрузкой для габаритных грузов, пакетовозы и т.д.;
б) на наливные ( танкеры ), предназначенные для транспортировки жидких грузов наливом - нефтепродуктов, жиров, масел, вин.
Все суда различаются также по своему объему, вместимости, способности брать на борт определенное количество груза.
Существует два общепризнанных вида измерения судов весовое и объемное.
Вес плавающего судна равен весу вытесненной им воды. Установленный таким образом вес судна со всеми находящимися на нем грузами называется водоизмещением судна. Если из величины, определяющей водоизмещение судна с полным грузом при его предельной осадке, вычесть собственный вес судна, то получим дедвейт, то есть величина его полной грузоподъемности - предельное количество груза, включая запасы воды, топлива, провианта для команды и т.д., которое судно может принять.
Объемное измерение судна производится на основании специальных правил и с весьма приблизительной точностью. Объемная вместимость судна называется регистровой вместимостью. За единицу регистровой вместимости принимается регистровая тонна, равная 100 куб. футам или 2,83 куб. метрам. Различают регистровую вместимость полную (брутто и чистую нетто).
Регистровая вместимость брутто представляет собой полный внутренний объем судна под главной палубой и находящихся над палубой надстроек, используемых для перевозки груза или пассажиров.
Регистровая вместимость нетто представляет собой реальный объем помещений, используемых для перевозки груза.
Регистровый обмер судов производится специальными классификационными учреждениями, которые выдают соответствующие свидетельства.
Грузовая вместимость судна не является постоянной величиной для всех грузов, а зависит от их характера, объема, конфигурации, их соотношения к рельефу грузовых помещений судна. Соответственно этому различается грузовместимость судна для насыпных и для штучных грузов. Грузовместимость для насыпных грузов обычно выше на 8-10%.
Наибольшее количество груза, которое может принять судно без ущерба для безопасности плавания, зависит от предельной осадки судна, которая устанавливается для каждого судна на основании специальных правил. Для определения предельной осадки на борту каждого судна наносится грузовая марка (отметка). За правильностью нанесения грузовой марки и ее соблюдением при погрузке следит портовый надзор.
Суда держатся на плаву благодаря давлению воды на корпус судна. Способность судна держаться на воде называется плавучестью судна. Плавучесть судна при данной его осадке измеряется весом вытесненной воды.
Большое значение для безопасности плавания имеет остойчивость судна. Так называется способность судна, выведенного из вертикального положения воздействием каких-либо внешних сил (ветра, волн), снова возвращаться в прежнее положение по прекращению действия этих сил. Если судно выпрямляется очень медленно, значит оно имеет малую остойчивость и судну грозит опасность опрокинуться. Если судно выпрямляется чересчур быстро, то это означает, что его остойчивость чрезмерна и оно, следовательно, больше подвержено качке, что в свою очередь вредно отражается на состоянии его корпуса и механизмов.
Большинство судов строится в соответствии с правилами и под надзором специальных классификационных учреждений. Главная задача этих учреждений - следить за тем, чтобы суда были мореходные и подходили для перевозки тех грузов, для которых они предназначаются. В этих целях классификационные учреждения устанавливают определенные правила для постройки и ухода для различных типов судов.
Всем судам, построенным под надзором классификационных учреждений или представленным им для - осмотра, присваивается определенный класс и выдаются мерительные свидетельства. Списки торговых судов с указанием их класса ежегодно публикуются. Первые списки появились в Англии еще в 1730 году. А в 1834 году там было учреждено действующее и поныне классификационное общество "Ллойдовский Регистр британских и иностранных судов". Учредителями этого общества являются представители судовладельцев, коммерсантов и страховщиков, то есть основных заинтересованных в судоходстве групп. "Регистр Ллойда" устанавливает следующие правила классификации и осмотра судов. Судно сохраняет класс, присвоенный "Регистром", в течение 12 лет при условии, что каждые 4 года подвергается детальному осмотру представителями "Регистра". За не предъявление судна к осмотру оно может быть лишено класса. "Регистр Ллойда" пользуется широкой известностью во всем мире и послужил прототипом для создания национальных регистров в других странах.
"Российский морской регистр судоходства" учрежден в 1913 году. Устав возлагает на "Регистр" классификационное и техническое наблюдение за судами, строящимися в России и за границей, издание особых правил и норм. Суда, имеющие класс "Российского морского регистра судоходства", подвергаются классификационным освидетельствованиям каждые 4 года и очередным - ежегодно.
Вышеперечисленные характеристики судов, их класс и возраст, флаг и страна регистра имеют существенное значение для страховщика, так как важны при заключении договора страхования и определения ставки премии.
- Объекты и субъекты страхования
- Страховая сумма и страховое обеспечение
- Объем страховой ответственности
- Страховая премия
- Сроки страхования
- Заключение договора страхования судов
- Взаимоотношение сторон при наступлении страхового случая
- Особенности перестрахования судов