Тема реферата «Классификация, свойства и характеристика грузов» по дисциплине «Организация перевозок и менеджмента на транспорте».
Развитие промышленности в конце XVIII - начале XIX веков заложило основы машинного производства и обусловило современный уровень развития практически всех отраслей экономики. Отличие машинного от ручного индивидуального производства заключалось главным образом в использовании паровой энергии и различных машин, позволивших в гигантских масштабах увеличить производительность труда.
Процессы индустриализации повлекли за собой необходимость в операциях по перемещению грузов, причем не только в сфере производства, но и в сфере распределения товаров.
Объектом перевозки при работе грузовых автомобилей являются грузы. Груз
— это товарная продукция, получаемая в результате деятельности различного рода производств и населения (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, продукция сельского хозяйства), с момента ее предъявления к перевозке до момента сдачи потребителю.
Цель работы – рассмотреть классификацию, свойства и характеристики грузов.
Транспортная характеристика грузов представляет собой совокупность:
- физико-механических и физико-химических свойств;
- объемно-массовых характеристик;
- параметров тары и упаковки;
- характеристик опасности;
- специфических свойств грузов.
Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-механическими и физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками и степенью опасности, предъявляются к перевозке в упаковке или без нее и др. Из вышесказанного следует, что у каждой номенклатуры груза своя транспортная характеристика, которая определяет режим перевозки, способы погрузки, разгрузки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций.
Транспортная характеристика используется при решении задач, связанных с рационализацией перевозочного процесса:
- подборе целесообразных типов и моделей подвижного состава;
- выборе погрузочно-разгрузочных средств и грузозахватных устройств;
- выборе складского оборудования;
- выборе средств упаковки и пакетирования;
- разработке рациональных способов и схем погрузки-разгрузки и перевозки и т. д.
Изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению технических и технологических элементов процесса доставки грузов. Так, например, переход от перевозки навалом к перевозке в таре или упаковке таких грузов, как цемент или минеральные удобрения, требует кроме применения упаковочных материалов и средств пакетирования использования других типов подвижного состава, складов и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ. Кроме полного изменения транспортной характеристики груза, пример которой приведен выше, при разработке рациональных процессов доставки грузов, приходится прибегать к изменению отдельных составляющих транспортной характеристики: объемной массы, вида тары и упаковки, линейных размеров отдельных мест и др.
К массовым характеристикам грузов относят:
- плотность,
- навалочную плотность,
- удельную массу.
Плотность - это масса однородного вещества в единице объема. Единицей измерения плотности является кг/м3. В производственной практике в качестве единицы измерения плотности чаще всего используют т/м3. На транспорте понятие плотности используют для расчета массы жидких грузов, перевозимых наливом, например в цистернах.
Навалочная плотность (объемная масса) - масса груза в единице объема с учетом скважистости и пористости вещества. Навалочные и насыпные грузы представляют собой большое количество частиц различной формы и размеров. Между отдельными частицами и внутри них есть свободные пространства, обусловленные неплотным прилеганием частиц друг к другу, а также наличием пор и капилляров внутри самого вещества. Поэтому объем, занимаемый данными грузами, зависит не только от количества однородного вещества, но и от размера свободного пространства как внутри груза, так и между его отдельными частями.
Удельная масса - масса единицы объема груза с учетом пористости вещества (т. е. с учетом объема внутренних пор и капилляров). Эта характеристика груза используется для расчета массы лесоматериалов, железобетонных изделий и других видов грузов.
К объемным характеристикам грузов относят:
- удельный объем,
- удельный погрузочный объем.
Удельный объем - объем единицы массы груза. Для навалочных и насыпных грузов удельный объем - величина, обратная объемной массе, а для жидкостей - обратная плотности продукта.
Удельный погрузочный объем - объем кузова подвижного состава, который в среднем занимает одна тонна груза.
Для успешной работы с огромной номенклатурой грузов (более пяти тысяч наименований), предъявляемых к перевозке автомобильным транспортом, необходимо знать их классификацию. В настоящее время существует несколько способов классификации грузов, которые основаны на разделении грузов по ряду обобщающих признаков.
В соответствии со свойствами грузов, характеризующими отдельные операции по доставке грузов потребителям, грузы классифицируются по следующим признакам.
По отраслевому признаку грузы разделяются:
- на промышленные (промышленные изделия, металл, руда, уголь, нефть и нефтепродукты и др.);
- сельскохозяйственные (зерно, фураж, овощи, фрукты, хлопок, живность, удобрения и др.);
- строительные (цемент, песок, щебень, бетон товарный, железобетон, железобетонные плиты, фермы, кирпич и т. д.);
- торговые (пищевые продукты и промышленные товары, доставляемые в торговую сеть, грузы для предприятий общественного питания и т. д.);
- коммунальные (мусор, пищевые отходы, снег и др.);
- прочие (грузы для выставок и соревнований, багаж, макулатура, возвратная тара и др.).
По физическому состоянию грузы делятся:
- твердые,
- жидкие и
- газообразные.
По приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ грузы различают:
- навалочные [различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью) - уголь, песок, гравий, щебень, галька, кокс, руда, камень и др.];
- тарно-упаковочные и штучные (грузы в мешках, кулях, пакетах, ящиках, кипах, коробках, решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки; катно-бочковые - грузы в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах и др.);
- жидкие или наливные (молоко, спирт, пиво, нефтепродукты, кислоты, различные химические растворы и т. п.);
- полужидкие и густеющие (товарный раствор, бетон, асфальт, штукатурная масса, гудрон, битум и др.);
- газообразные (кислород, азот, бутан, пропан, аргон и др.).
Более подробная характеристика грузов, квалифицируемых по этому признаку, приведена в табл. 1.
По габаритным размерам грузы могут быть:
- габаритными (габаритные размеры груза не превышают по ширине 2,5 м, по высоте в транспортном положении вместе с автомобилем - 3,8 м, при перевозке контейнера - 4 м, по длине со свесом за задний борт кузова - 2 м);
- крупногабаритными (груз с размерами свыше 2,5 м по высоте, 2 м по ширине и 3 м по длине);
- негабаритными [габаритные размеры транспортных средств (вместе с грузом) превышают установленные ГОСТ предельные].
По условиям перевозки грузы, делятся:
- обычные, перевозящиеся универсальным подвижным составом;
- специальные, перевозящиеся специализированным подвижным составом;
- специфические (перевозящиеся специальным подвижным составом), т. е. грузы, которые могут менять свое физическое состояние в процессе перевозки. К ним относятся скоропортящиеся грузы (требующие ускоренных сроков доставки при соблюдении необходимых тепловых режимов), густеющие, застывающие и спекающиеся (бетон, битум, асфальт и др.), смерзающиеся (влажный песок, руда, уголь, кокс и др.), испаряющиеся (легкоиспаряющиеся жидкости, сухой лед), антисанитарные и живность.
По условиям хранения:
- не требующие защиты от окружающей среды;
- требующие защиты от окружающей среды.
По степени использования грузоподъемности подвижного состава:
- 1-го класса - грузы, при перевозках которых коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава равен 1,0;
- 2-го класса — коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,71 до 0,99;
- 3-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,51 до 0,70;
- 4-го класса - коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава от 0,41 до 0,50.
По степени опасности грузы подразделяются:
- малоопасные (стройматериалы и разные промышленные и продовольственные товары);
- пылящие и горячие (цемент, мука, известь, минеральные удобрения, асфальт, битум и др.);
- опасные по своим размерам (крупногабаритные грузы, у которых некоторые части или детали выступают за основные габариты автотранспортных средств);
- опасные.
Таблица 1. Классификация грузов по приспособленности к выполнению погрузочно-разгрузочных работ
Наименование грузов |
Краткая характеристика грузов |
Тарно-упаковочные и штучные |
Грузы в мешках, кулях, пакетах, кипах, ящиках, коробках, решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки массой одного места до 250 кг, за исключением металлов, лесоматериалов; катно-боч-ковые грузы [в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага на катушках) массой одного места до 500 кг] |
Тяжеловесные |
Грузы в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.) массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов; катно-бочковые грузы массой одного места более 500 кг |
Металлы и металлические изделия |
Металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.), независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станций, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам |
Лесоматериалы |
Лесоматериалы круглые всех пород любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - детали домов, фанера ит. д. |
Огнеупорные |
Все виды изделий из огнеупорных материалов - шамотные, динасовые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей |
Навалочные |
Различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (насыпью, навалом), - уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др. |
Мясные |
Мясо мороженое, охлажденное в тушах, полутушах и четвертинах |
Хлебобулочные изделия |
Хлеб печеный всякий, булочные и мелкие штучные изделия, уложенные в специальные лотки |
Овощные россыпью |
Картофель, свекла, морковь, арбузы, редька и т. п. |
Зерновые россыпью |
Все виды зерновых культур (пшеница, рожь, ячмень, овес и др.) |
Наливные |
Бестарные жидкие грузы, перевозимые в цистернах или других устройствах, размещаемых в кузове автомобиля |
К опасным грузам
согласно ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка" относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении перегрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей или животных.
В соответствии с указанным ГОСТ опасные грузы разбиваются на девять классов:
1 - взрывчатые вещества (ВВ);
2 - газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
4 - легковоспламеняющиеся твердые вещества (ЛВТ), самовозгорающиеся вещества (СВ) и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);
6 - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные вещества (ИВ);
7 - радиоактивные материалы (РМ);
8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
9 - прочие опасные вещества.
В документах опасные грузы классифицируются, основываясь на ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).
ДОПОГ разработан с целью унификации правил перевозки опасных грузов в международном сообщении.