Выбор варианта доставки груза в курсовой работе производится по критериям времени и стоимости доставки (без учета вознаграждения экспедитора), при условии равновесности этих критериев. Решение принимается на основе матрицы возможных результатов. Строки матрицы соответствуют возможным действиям (в данной работе – это варианты доставки), а столбцы возможным состояниям «природы», т.е. критериям доставки, которых у нас два – стоимость и время. Элементы матрицы представляют собой результат при выборе определенного сочетания действия и реализации состояния. Матрица возможных результатов для данной доставки приведена в табл. 3, которая, в свою очередь совмещена с относительными значениями по критериям Лапласа.
Критерий Лапласа целесообразно использовать в данном случае, т.к. он опирается на принцип, что все рассматриваемые критерии полагаются равновесными.
Таким образом, для принятия решения рассчитывается среднее арифметическое значение потерь для каждого варианта доставки:
где R – возможные варианты доставки;
Vji – результат при выборе j-го действия и реализации i-го состояния;
n – количество используемых критериев, равное 2;
i – критерии доставки;
j – варианты доставки.
Затем среди всех Mj(R) выбирается минимальное значение, которое и будет соответствовать оптимальной стратегии:
где W – значение параметра, соответствующее оптимальной стратегии (варианту доставки груза).
Применение рассмотренного критерия требует однородности данных, образующих матрицу, то есть значения параметров «время» и «стоимость» должны быть одной размерности. Поэтому перед определением наилучшего варианта необходимо прейти от абсолютных величин к относительным показателям, приравняв максимальное значение в каждом столбце к единице, а остальные выразив в долях от единицы. В табл. 3 представлены результаты в абсолютных и относительных значениях соответственно.
На основании данных табл. 3 для каждого варианта транспортно-технологической схемы (ТТС) рассчитываются показатели для выбора одного из вариантов ТТС в условиях равнозначности критериев «стоимость» и «время». Результаты расчетов приведены в табл. 4.
Таблица 3. Матрица возможных результатов, совмещенная с расчетной таблицей
№ маршр. |
№ вар. |
Последовательность работ |
Стоимость, $ |
Время, дн. |
Стоимость, отн. |
Время, отн. |
1 |
1 |
1-2-3-4-5-6-7-8-9-12-17-20-23-28-29 |
12 871 |
13,47 |
1,104 |
1,174 |
2 |
1-2-3-4-5-6-7-8-9-12-17-20-24-28-29 |
13 011 |
11,47 |
1,116 |
1,000 | |
2 |
1 |
1-2-3-4-5-6-7-8-10-13-15-18-23-28-29 |
29 348 |
14,32 |
2,517 |
1,248 |
2 |
1-2-3-4-5-6-7-8-10-13-15-18-24-28-29 |
29 488 |
12,32 |
2,529 |
1,074 | |
3 |
1 |
1-2-3-4-5-6-7-8-11-14-16-19-21-25-26-27-28-29 |
11 662 |
16,78 |
1,000 |
1,463 |
2 |
1-2-3-4-5-6-7-8-11-14-16-19-22-25-26-27-28-29 |
11 802 |
14,78 |
1,012 |
1,289 |
Таблица 4. Выбор ТТС доставки по критерию Лапласа
№ ТТС |
Схема доставки |
Критерий Лапласа |
1.1. |
1-2-3-4-5-6-7-8-9-12-17-20-23-28-29 |
1,107 |
1.2. |
1-2-3-4-5-6-7-8-9-12-17-20-24-28-29 |
1,058 |
2.1. |
1-2-3-4-5-6-7-8-10-13-15-18-23-28-29 |
1,883 |
2.2. |
1-2-3-4-5-6-7-8-10-13-15-18-24-28-29 |
1,802 |
3.1. |
1-2-3-4-5-6-7-8-11-14-16-19-21-25-26-27-28-29 |
1,232 |
3.2. |
1-2-3-4-5-6-7-8-11-14-16-19-22-25-26-27-28-29 |
1,151 |