Производственные процессы выполняемые на станциях и отдельных объектах станций с поездами и вагонами имеют характер массового обслуживания.
Простейшая схема функционирования системы массового обслуживания.
Параметры системы массового обслуживания – величины, характеризующие эту систему. К числу параметров относятся:
1. l - интенсивность входящего потока – это среднее число заявок, поступающих в систему в единицу времени.
l = ¾¾,
Iсрвх
где Iсрвх – средний интервал, между заявками, поступающими на обслуживание.
2. m - интенсивность обслуживания, показывает, сколько заявок может быть обслужено в единицу времени.
m = ¾¾,
t0
где t0 – среднее время обслуживания.
Если одновременно функционирует не одно обслуживающее устройство, а два и более т.е. S (бригад ПТО, маневровых локомотивов и др.), то суммарная интенсивность обслуживания будет
.
3. Загрузка системы есть отношение интенсивности входящего потока к интенсивности обслуживания.
.
Она всегда должна быть меньше единицы . Загрузку можно определять не только по приведенной выше формуле, но и путем деления общего времени, необходимого для выполнения всех операций за сутки (или смену) к продолжительности смены или суток.
Например, загрузка бригады ПТО при поступлении 50 поездов в сутки и при средней продолжительности технического обслуживания одного поезда 20 мин.
.
Закон распределения входящего потока и коэффициент вариации интервалов между моментами поступления заявок на обслуживание.
,
где - среднее квадратическое отклонение интервалов между моментами поступления заявок на обслуживание.
,
где - частота отдельных значений интервалов.
Как известно, закон распределения любой переменной величины представляет собой соотношение между отдельными значениями этой величины и соответствующими им вероятностями (или частотами).
Закон распределения времени обслуживания и коэффициент вариации этого времени
,
где - среднее квадратическое отклонение времени обслуживания
.
К показателям системы массового обслуживания относятся те величины, которые подсчитываются на основании параметров, например: средний простой в ожидании обслуживания, среднее число заявок в ожидании обслуживания, частоты различных производственных ситуаций в системе массового обслуживания (например частоты того, что времени ожидания обслуживания будет меньше или больше заданного значения, что времени простоя обслуживающего устройства будет больше или меньше какой-то величины и др.).