Объем грузовых перевозок, выполненных дорогой, измеряется тарифными тонно-километрами, в основе определения которых лежит кратчайшее расстояние перевозок. От величины тарифных тонно-километров зависят доходы от грузовых перевозок.
Наряду с тарифными тонно-километрами определяются эксплуатационные тонно-километры нетто. В их состав входят тонно-километры нетто, выполненные в грузовом, пассажирском движении и в одиночном следовании. С эксплуатационными тонно-километрами связаны эксплуатационные расходы железных дорог. Он рассчитывается по формуле:
Таблица 7 - Расчет процента разрыва грузооборота нетто эксплуатационного и тарифного
Показатель |
Период |
Изменение | ||
Базисный |
Текущий |
Абсолютное |
Относительное | |
Грузооборот нетто, млн т-км | ||||
Тарифный, млн т-км ∑pgl |
14087,694 |
14165,265 |
77,571 |
100,55 |
Эксплуатационный грузового и пассажирского движения ∑(pl)n, млн т-км |
14744,948 |
14597,781 |
-147,167 |
99,00 |
Процент разрыва грузооборота нетто эксплуатационного и тарифного k |
104,67 |
103,05 |
-1,62 |
98,45 |
k=(14744,948/14087,694)*100=104,67 – базисный период
k=(14597,781/14165,265)*100=103,05 – текущий период
Тарифный грузооборот в текущем периоде по сравнению с базисным увеличился на 77571 тыс. т-км, что означает увеличение объема перевозок. Эксплуатационный грузооборот в текущем периоде снизился на 147167 т-км, следовательно, возросли эксплуатационные расходы дороги. В текущем периоде уменьшился процент разрыва между тарифными и эксплуатационными тонно-километрами и составил 1,62 %.