Рейка - приспособление в виде жесткого прямолинейного стержня, прикладываемого к поверхности основания (покрытия) дороги (аэродрома) с целью выявления просветов между стержнем и поверхностью.
Просвет под рейкой - зазор между нижней гранью рейки и поверхностью основания (покрытия) дороги (аэродрома).
Клиновой промерник - приспособление в виде клина, на одной из граней которого нанесены деления для определения величины просвета под рейкой.
Отметка относительная - величина отсчета по нивелирной рейке, приведенная к единому высотному уровню и взятая по отношению к нему с положительным знаком.
Рисунок 1
По относительным отметкам точек поверхности в местах разметки определяют отклонения dhi, этих точек (кроме первой и последней на участке измерений) от прямой линии, проходящей через предыдущую (i - 1)и последующую (i + 1) точки (рисунок 1) по формуле
,
где hi-1 и hi+1 - относительные отметки предыдущей и последующей точек.
Общее число полученных величин dhi, следует принять за 100 % и с точностью до 0,1 % вычислить число величин dhi меньше установленных СНиП 3.06.03-85 и СНиП 32-03-96. Следует также найти наибольшую величину dhi.
Примечание - При обработке данных измерений, проведенных на участках кривых в продольном профиле дороги, величину следует рассчитывать с учетом поправки. Значения поправок даны в приложении Б.
Измерения с применением автомобильной установки ПКРС-2 для ускоренной предварительной оценки
1. Требования к автомобильной установке
1.1 Автомобильная установка ПКРС-2 [1] состоит из: автомобиля, прицепного одноколесного прибора, оборудованного датчиком ровности, и установленного в автомобиле пульта управления.
1.2 Основные параметры прицепного прибора: размеры шины (ГОСТ 20993), дюймы - 6,75-13, 6,45-13 или 6,40-13; тип протектора - с рисунком;
давление воздуха в шине, кПа - 170 ± 20 (1,7 ± 0,2 кгс/см2); нагрузка на колесо, кН - 3 ± 0,03 (300 ± 3,0 кгс); максимальное радиальное биение шины, мм - 2 ± 0,2; максимальный статический дисбаланс колеса, г/см - 50 ± 5.
Параметры, относящиеся к измерению ровности:
измеряемая величина (показатель ровности) - интенсивность (уровень) вертикальных колебаний прицепного прибора относительно подрессоренного кузова, выражаемая в виде суммарного сжатия подвески на 1 км дороги (см/км);
скорость движения при измерении ровности, км/ч - 50;
собственная частота свободных колебаний кузова прицепного прибора, Гц - 0,8±0,1.
2. Подготовка к измерениям
2.1 Каждая установка должна пройти аттестацию, которая оформляется протоколом и аттестатом по формам, предусмотренным ГОСТ 24555, а также делается отметка в паспорте на данное средство.
2.2 Непосредственно перед проведением измерений должны выполняться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и обслуживанию установки следующие работы:
проверка механической части прицепного прибора - надежность крепления прицепного прибора, затяжка крепежных деталей, трение и демпфирование в подвеске, исправность привода датчика ровности (тахогенератора);
проверка и юстировка спидометра автомобиля;
балансировка колес, проверка радиального биения шины;
установка переключателя режимов работы в положение «50 км/ч».
3. Требования к участкам для проведения измерений. Проведение измерений
3.1 Каждая полоса перед проведением измерений должна быть очищена от щебня, песка, остатков бетона, а в осенний и зимний периоды - от снега и льда, способных исказить результаты измерений.
3.2 При проведении измерений необходимо в процессе проезда выдерживать заданную скорость с точностью ± 2 км/ч.
4. Обработка данных и представление результатов измерений
4.1 Правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по [2].
4.2 При измерениях неровностей покрытий аэродромов измерителем типа ИРПАП правила обработки данных и форму представления результатов измерений принимают по [3].
Требования к ровности по ГОСТ Р 50597-93
1. Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 1.
2. Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора.
Таблица 1
Группа дорог и улиц по их транспортно-эксплуатационным характеристикам |
Состояние покрытия по ровности |
|
Показатель ровности по прибору ПКР-2, см/км, не более |
Число просветов под 3-метровой рейкой, %, не более |
|
А |
660 |
7 |
Б |
860 |
9 |
В |
1200 |
14 |
Примечания - Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03 |
- Требования к ровности по СНиП «Автомобильные дороги»
- Асфальтобетонные и монолитные цементо-бетонные основания и покрытия
- Определение ровности дорожного покрытия с помощью 3-метровой рейки