Наиболее удачные технологические разработки последних лет обеспечили человечество новыми средствами коммуникаций, снимающими географические и культурные границы. Однако непосредственное общение людей друг с другом не только не теряет, но и приобретает особое значение с социальной и экономической точек зрения. Железнодорожные сообщения как междугородные, так и внутригородские становятся особо актуальными.
Начало XXI в. связано с новыми перспективами для всех видов общественного пассажирского транспорта. Эра господствования на улицах городов личных автомобилей близится к завершению, катализаторами ее упадка стали чрезмерная интенсивность движения и загрязнение воздуха.
Городам нужен современный транспорт, его основой, как правило, становятся рельсовые системы, которые представляют одно из лучших средств связи крупных коммерческих образований, удаленных районов жилой застройки с городскими центрами. В настоящее время высокоскоростные сообщения являются важным средством привлечения пассажиров на железные дороги в конкурентной борьбе с другими видами транспорта, особенно в перевозках на средние расстояния.
Высокоскоростные железнодорожные сообщения основаны на четырех основных составляющих, которые в сочетании обеспечивают существенное повышение качества предлагаемых пассажирам транспортных услуг:
- инфраструктура, характеризующаяся трассой линии, особенно числом и радиусом кривых, а также техническим уровнем постоянных устройств (систем) тягового электроснабжения, сигнализации и связи, что в комплексе определяет возможность движения поездов с высокой скоростью и следовательно, сокращения времени поездки;
- высокоскоростной подвижной состав, конструкция и оснащение которого определяют безопасность и комфорт поездки;
- организация движения поездов и обслуживания пассажиров;
- тарифная политика.
Т а б л и ц а 1.2 – Улучшение времени поездки по сравнению с 1914 года
Сообщение |
Время поездки |
Сокращение, % | |
1914г. |
2006 г | ||
Париж -Рим |
15 ч 59 мин |
2 ч 55 мин |
82 |
Мадрид - Севилья |
11 ч 40 мин |
2 ч 15 мин |
81 |
Марсель - Париж |
11 ч 50 мцн |
3 ч 00 мни |
75 |
Лез-Арк - Париж |
15 ч 46 мин |
4 Ч 16 мин |
73 |
Париж -Лион |
6 ч 56 мин |
2 ч 06 мин |
70 |
Гетеборг - Стокгольм |
б ч 54 мин |
2 ч 52 мин |
68 |
Марсель - Лондон |
22 ч 27 мин |
7 м 2в мин |
67 |
Париж- Брюссель |
3 ч 55 мин |
1 ч 24 мин |
64 |
Вентимилья - Париж |
17 ч 46 мин |
6 ч 24 мин |
64 |
Рим - Милан |
10ч 55 мин |
4 ч 30 мин |
62 |
Париж- Бордо |
6 ч 44 мин |
З ч 00 мин |
55 |
Санкт-Петербург - Москва |
9 ч 57 мин |
4 ч 53 мин |
51 |
Лондон - Эдинбург |
8 ч 15 мин |
4 ч 09 мин |
50 |
Лондон- Париж |
в ч 30 мин |
3 ч 15 мин |
50 |
Берлин - Ганновер |
3 ч 30 мин |
1ч 48мин |
49 |
Кельи - Франкфурт–на–Майне |
З ч 52 мин |
2 ч 14 мин |
42 |
Берлин - Гамбург |
3 ч 14 мин |
2 ч 22 мин |
27 |