К основным производственным фондам относятся только такие средства труда, которые удовлетворяют следующим основным условиям:
– являются продуктом общественного труда, т.е. созданы в результате целенаправленной деятельности и выступают как носители стоимости: На http://www.kra3.at-cc.ru kra3.at.
– являются собственностью предприятий, которые используют их для производства продукции, выполнения транспортной работы и оказания услуг;
– имеют стоимость более 100 МРОТ за единицу (комплект) и срок службы более года.
Средства труда, составляющие материально-вещественное содержание основных производственных фондов, включают:
– орудия производства – машины, оборудование, транспортные средства и инструмент;
– объекты, создающие материальные условия, необходимые для осуществления процесса труда – производственные здания и сооружения;
– хранилища предметов и средств труда – склады.
В зависимости от участия в изготовлении продукции или выполнения транспортных работ основные производственные фонды подразделяются на активную и пассивную части. Фонды активной части непосредственно используются в производстве продукции или ее перемещении. Фонды пассивной части создают материальные условия труда, обеспечивающие нормальное протекание производственного процесса.
В соответствии с назначением и характером выполняемых функций основные фонды подразделяются на группы. В активной части основных фондов выделяются передаточные устройства, силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование, вычислительная техника, транспортные средства и прочие основные фонды. К пассивной части отнесены здания и сооружения.
Такая группировка основных фондов является единой для всех отраслей народного хозяйства.
Доля стоимости отдельных групп основных производственных фондов в их общей сумме характеризует производственную видовую структуру фондов.
Основные производственные фонды транспорта подразделяются видам деятельности: эксплуатационная, в которую входят перевозки, перегрузочные работы и подсобно-вспомогательные производства; обслуживание путей сообщения и гидротехнических сооружений (путевое хозяйство) и промышленная деятельность.
Улучшение структуры основных производственных фондов в выражается в соблюдении оптимальных пропорций их активной и пассивную частей.
В условиях коренной перестройки экономики, перехода всех отраслей народно хозяйства на рыночные отношения роль транспорта в эффективном использовании ресурсного потенциала России значительно возрастает. Сейчас, как никогда, требуется в сравнительно короткие сроки завершить перестройку системы управления транспортным комплексом, способную не только гарантировать надежность и безопасность его работы, но и провести реформу самого транспорта, обеспечить завершение его вхождения в рыночную экономику.
В период административно-командных методов управления народным хозяйством в России основной целью государственной транспортной политики была необходимость обеспечёния экономической эффективности каждого в отдельности вида транспорта. Система управления включает шесть автономных транспортных министерств, непосредственно руководящих транспортной деятельностью отдельного вида транспорта. Каждое министерство в своих интересах разрабатывало план экономического и социального развития своей подотрасли, создавало собственную нормативно-правовую базу, проводило научно-техническую и технологическую политику, формировало финансовую, инвестиционную, налоговую и тарифную системы, осуществляло собственные меры в области экологии, безопасности и в социальной сфере.
Провозглашавшееся в стране создание единой транспортной системы, направленной на полное удовлетворение народного хозяйства и населения в перевозках с минимальными затратами и возможностью использования каждого вида транспорта в сфере наибольшей эффективности, оказывалось практически невыполнимым и парадигмой периода плановой экономики, отражающей ее превосходства перед другими системами.
В условиях административно-командных методов управления экономикой на содержание и развитие транспортного комплекса направлялось 20% национального дохода страны, объемы перевозок строго детерминировано устанавливались контрольными цифрами пятилетних планов с безусловным их выполнением. Организационные структуры транспортной отрасли полностью соответствовали такому ведомственному подходу функционирования.
Ни одна страна мира не имела такого количества транспортных министерств и ведомств. В условиях плановой экономики использовался программно-целевой метод распределения ресурсов и затратный механизм их реализации с помощью командно-административных организационных структур. Действовавший плановый механизм хозяйствования создал такую структуру управления, которая не могла существовать без центрального органа, который, наряду с командно-административными функциями, занимался перераспределением средств между нижестоящими организационными структурами.