Основные положения:
МВИ определяют качество измерений, разрабатываются и применяются с целью обеспечения измерений физических величин с точностью, правильностью и достоверностью, удовлетворяющих регламентированным для них нормам. Аттестация МВИ и контроль реализаций МВИ являются конечными этапами метрологической деятельности, направленной на обеспечение единства измерений. К применению допускаются реализации аттестованных МВИ.
1. Формирование исходных данных для разработки МВИ
Исходные данные для разработки МВИ включают:
- назначение МВИ;
- характеристики измеряемой величины;
- нормы точности и правильности измерений;
- условия измерений;
- характеристики объекта измерений.
Назначение МВИ: измеряемая величина – осевое смещение и углового смещение мостов автомобиля.
Характеристики измеряемой величины: смещение осевых параллелей мостов не должны превышать пределы:
От 10 до 15 мм для осевого смещения
От 20 до 25 мм для углового смещения
В качестве норм точности: предел основной допустимой погрешности СИ для контроля осевого и углового смещения не должен превышать 0,5 мкм.
2. Документ на МВИ оформляется по разделам, расположенные в следующем порядке (табл.2), и номеруется по порядку оформления документов с начала календарного года.
Табл. 2
№ п/п |
Наименование части документа |
Содержание |
Описание |
1 |
Вводная часть |
Установление назначения и области применения документа на МВИ |
Настоящая методика устанавливает МВИ осевого и углового смещения мостов |
2 |
Нормы точности и правильности измерений |
Установление требований к точности и правильности измерений |
Реализация данной МВИ обеспечивает выполнение измерений с максимально допустимым отклонением показания от измеряемой величины, не превышающим ±0,5 мкм |
3 |
Средства измерений и вспомогательные устройства |
Установление перечня СИ и вспомогательных устройств, применяемых при выполнении измерений |
При выполнении измерений применяют следующие СИ: Оптический измеритель соосности «РКР090» Параметры и характеристики указаны после табл. 3. |
4 |
Метод измерений |
Описание физического принципа, положенного в основу метода |
Измерение осевого и углового смещения происходит методом прямого измерения отклонения луча лазерного показателя от центра шкалы. |
5 |
Требования безопасности |
Перечисление требований, обеспечивающих при выполнении измерений безопасность труда, производственную санитарию и охрану окружающей среды |
При выполнении измерений осевого и углового смещения следует выполнять следующие требования безопасности: - к работе с приборами допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности. |
6 |
Требования к квалификации операторов |
Сведения об уровне квалификации лиц, допускаемых к выполнению измерений и обработке их результатов |
К выполнению измерений и (или) обработке их результатов допускаются лица, имеющие среднетехническое образование, а также имеющие неполное высшее образование. |
7 |
Условия выполнения измерений |
Перечисление влияющих величин, их номинальные значения с указанием пределов допускаемых отклонений от номинальных значений |
Условия измерения: Нормальные значения основных влияющих величин (по ГОСТ 7.055-23) Температура окружающей среды 15ºС. Атмосферное давление 101 кПа – 110кПа (760 мм. рт. ст.- 774 мм. рт. ст.). Относительная влажность окружающего воздуха 20-80% Отсутствие вибраций, тряски, ударов, влияющих на работу прибора Направление линии измерения линейных размеров до 160 мм у наружных поверхностей. |
8 |
Подготовка к выполнению измерений |
Перечисление и описание подготовительных работ, которые проводят перед выполнением измерений (прогрев аппаратуры, установка нуля, калибровка) |
Убедиться в прочном креплении автомобиля на подвесе. Осуществить внешний осмотр универсального углового кронштейна, лазерного указателя, линейной шкалы для выявления возможных повреждений. Проверить заряд батарей питания в лазерных указателях. Счистить грязь и пыль с места крепления универсального углового кронштейна. |
9 |
Выполнение измерений |
Перечисление операций, объема (периодичности и числа измерений), требований к последовательности операций, их описание, а также требований к числу значащих цифр результатов промежуточных измерений |
Универсальный угловой кронштейн крепиться к мосту и стойке трансмиссии автомобиля у одного из колёс так, что бы один из лазерных указателей смотрел на противоположное колесо, а второй на противоположным мост. На месте попадания лучей указателей закрепляться шкалы положением ноль на луч (приложение А). С помощью прижимного винта доводим одну из балок кронштейна до полного прилегания к мосту. После снимаются показания отклонения луча от центра шкалы. |
10 |
Обработка результатов измерений |
Описание способов получения результатов измерений. Разрешается приводить ссылку на нормативные документы, устанавливающие способы обработки результатов измерений |
Полученные значения сравнивают с допустимыми и делают необходимые выводы. |
11 |
Оформление результатов измерений |
Приведение требований к форме, в которой приводят полученные результаты измерений. |
Результаты измерений заносят и хранят в памяти ЭВМ. |