Тяговой характеристикой автомобиля называется зависимость свободной силы тяги от скорости движения на различных передачах в заданных дорожных условиях.
После включения в коробке передач первой передачи задаются значениями частоты вращения коленчатого вала двигателя , которые выбирают из интервала . Для заданного автомобиля он будет равен . Пусть об/мин и при этой частоте вращения автомобиль будет двигаться со скоростью
,
где – общее передаточное число трансмиссии при работе коробки передач на первой передаче.
м/с.
Затем определяют тяговую силу, используя значение момента из таблицы П. 1
Н.
Находят силу сопротивления воздуха
Н.
Свободная сила тяги
Н.
Динамический фактор
.
Затем для значения об/мин определяют величины , , , и . Таким образом, перебирая все значения вплоть до об/мин, получают данные для построения зависимостей и при движении автомобиля на первой передаче. Такие же вычисления выполняют при работе коробки передач на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, а также первой пониженной передаче.
Полученный массив данных позволяет построить зависимости и на всех передачах. Результаты расчетов по формулам (11) – (14) приводятся в таблице П. 2. Далее приводятся тяговая (Рис. 3) и динамическая (Рис. 4) характеристики автомобиля.
Рис. 3. Тяговая характеристика автомобиля: 1н, 1 – 5 − соответственно на первой пониженной, первой-пятой передачах;
Рис. 4. Динамическая характеристика автомобиля КАМАЗ 43105:
1н, 1–5 – зависимость D=f(v) соответственно на первой пониженной, первой-пятой передачах; 6 – зависимость ψ =f(v); 7-зависимость ψ=0,025; 8 – зависимость ψ=f(v) при уклоне 3%
Параметры приемистости
Под приемистостью автомобиля понимают его способность быстро увеличивать скорость движения. Оценочными показателями являются максимально возможное ускорение , время разгона и путь разгона .