Автомобильный транспорт играет значительную роль в развитии экономики нашей страны. Высокие темпы автомобилизации в последние десятилетия объясняются большей, в сравнении с другими транспортными средствами, эффективностью и возможностью автономной работы и мобильностью автомобиля. Поэтому парк автомобилей и объем перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом растет быстрее, чем на других видах транспорта. Увеличение автомобильного парка приводит к повышению интенсивности движения, росту загруженности дорог автомобилями. Темпы роста производства автомобилей и автомобильного парка значительно превышают темпы роста сети автомобильных дорог.
Наряду с положительной ролью, которую автомобильный транспорт играет в развитии экономики, существуют и негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации, например, загрязнение окружающей среды, возникновение градостроительных проблем, связанных с обустройством городских улиц и дорог, выделением площадок для стоянок автотранспортных средств, дефицит нефтепродуктов и т.д.
К числу наиболее отрицательных факторов, обусловленных автомобилизацией, относятся дорожно-транспортные происшествия, их последствия, характеризующиеся ранением и гибелью людей, материальным ущербом от повреждения транспортных средств, грузов, дорожных сооружений, выплатой пособий по инвалидности и временной нетрудоспособности.
Автомобильный транспорт является наиболее опасным из всех видов транспорта, а материальный ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает 2% валового национального продукта. Решение проблемы повышения безопасности дорожного движения имеет большую социальную и экономическую значимость и является одной из кардинальных проблем автомобилизации.
Для расчетного определения основных оценочных показателей тягово-скоростных свойств автомобиля КАМАЗ 43105 используются численные значения параметров конструкции автомобиля, приводимые в справочной литературе. Конструктивные параметры автомобиля и его эксплуатационные свойства представлены в таблице 1.
Таблица 1. Основные параметры автомобиля
Автомобиль |
КАМАЗ 43105 |
Топливо |
Дизельное |
Колесная формула |
6×6 |
Полная масса, кг |
15530 |
Габаритные размеры, мм |
7975×2500×3530 |
Колея, мм |
2010 |
Мощность, кВт, при об/мин |
154/2600 |
Крутящий момент, Н∙м, при об/мин |
637/1800 |
Коробка передач |
механическая, 5-ступенчатая |
передаточные числа |
7,82; 4,09; 2,5; 1,53; 1,00 |
Раздаточная коробка |
механическая, 2-ступенчатая |
передаточные числа |
1,690; 0,917 |
Главная передача |
двойная |
передаточное число |
7,22 |
Шины |
1220х400–533 |
Максимальная скорость, км/ч |
85 |
Максимальный преодолеваемый подъем, ° |
35 |
Путь выбега со скорости 50 км/ч, м |
650 |
Время разгона до скорости 60 км/ч, с |
40 |
- Внешняя скоростная характеристика двигателя
- Потери мощности и КПД трансмиссии
- Уравнения силового и мощностного балансов
- Подготовка исходных данных для определения скоростных и тягово-динамических характеристик
- Построение тяговой и динамической характеристик автомобиля
- Построение зависимости ускорения от скорости движения
- Построение разгонной характеристики
- Моделирование процесса разгона
- Определение максимальной скорости
- Использование тяговой характеристики автомобиля
- Использование динамической характеристики
- Преодоление подъемов
- Определение массы прицепа
- Определение предельного угла подъема автомобиля с прицепом
- Определение пути выбега автомобиля
- Определение величины динамического подъема