Передаточное число главной передачи i0 определяется исходя из обеспечения заданной скорости движения автомобиля:
i0 = (0.377×nmax×r)/( ik× ipk×Vmax), (8)
где r – радиус качения колеса, м;
nmax – максимальные обороты коленчатого вала двигателя, об/мин;
ik - передаточное число коробки передач на прямой передаче; Спецификации и фотки легковых машин Peugeot 305 и 306
ipk – передаточное число раздаточной коробки на повышенной передаче;
Vmax – максимальная скорость автомобиля на прямой передаче, км/ч;
Если высшей передачей, на которой достигается максимальная скорость, является повышающая, то ik следует задаться в пределах 0,78-0,82.
Передаточным числом в раздаточной коробке на повышенной ступени следует задаться в пределах 1,0 – 1,2.
i0 = (0.377×5775×0,33)/( 0,78 × 1×190) = 4,85
Передаточные числа коробки передач
При определении передаточных чисел коробки передач вначале необходимо найти передаточное число первой передачи. Оно определяется из условия преодоления автомобилем максимального сопротивления дороги ψmax1:
(Mmax×η×ik1×i0×ipк)/r ≥ (m×g× ψmax1), (9)
ik1 ≥ (m×g× ψmax1×r)/(Mmax×η× i0×ipк), (10)
где ψmax1 – коэффициент суммарного сопротивления дороги, преодолеваемого автомобилем на первой передаче;
ψmax1 = (0,30 – 0,40)
Меньшие значения относятся к легковым автомобилям.
ik1 ≥ (1660 × 9,81 × 0,3 × 0,33)/(174,47×0,9× 4,85 × 1) = 2,12
Во избежание буксования ведущих колес должно быть выполнено условие:
(Mmax×η×ik1×i0×ipк)/r ≥ (mi×g×φ× mpi), (11)
где φ – коэффициент сцепления колес с дорогой φ = (0,6-0,8);
mi – масса автомобиля, приходящаяся на переднюю или заднюю ось, в зависимости от типа привода автомобиля;
mpi – коэффициент перераспределения нормальных реакций дороги, mp1 = 0,8 – коэффициент перераспределения нормальных реакций дороги при разгоне переднеприводных автомобилей
ik1 ≤ (mi×g×φ× mpi×r)/ (Mmax×η× i0×ipк) (12)
ik1 ≤ (830 × 9,81 × 0,7 × 0,8 × 0,33)/ (174,47 × 0,9 × 4,85 × 1) = 1,98
Передаточные числа промежуточных ступеней коробки передач определяются из выражения:
(13)
где n – число ступеней коробки передач;
m – порядковый номер рассчитываемой передачи.
При наличии ускоряющих передач, последние выбирают из условия (0,78 – 0,82) от прямой.