Экономическая характеристика представляет собой график зависимости путевого расхода топлива от скорости движения для различных дорожных условий.
Путевой расход топлива qп, л/100 км определяется по формуле:
qп = ge×Ne/(36×V×т), (44)
где ge – удельный эффективный расход топлива, г/кВт-ч;
Ne – мощность двигателя, необходимая для равномерного движения с данной скоростью, кВт;
V – скорость движения автомобиля, м/с;
т – плотность топлива, кг/л;
т = 740 кг/м3 = 0,74 кг/л – для бензина.
Удельный эффективный расход топлива, зависящий от числа оборотов коленчатого вала и степени использования мощности двигателя (степени открытия дроссельной заслонки), определяется по формуле:
ge = gN×kоб×kи, (45)
где gN – удельный расход топлива при максимальной мощности двигателя, г/кВт-ч;
gN = 298,6 г/кВт-ч – для бензиновых двигателей;
kоб – коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от оборотов коленчатого вала двигателя;
kоб = f(ne/nN); (46)
Значения kоб принимаем из таблицы 9.
Таблица 9 – значения коэффициента kоб.
ne/nN |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
kоб |
1,13 |
1,09 |
1,04 |
1,02 |
1,01 |
1,0 |
1,01 |
1,02 |
1,04 |
kи – коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя
kи = f(И) (45)
Степень использования мощности двигателя определяется из выражения:
И = (Nд + Nв)/Nе×η = (Nд + Nв)/Nт, (46)
где Nд + Nв – мощность автомобиля, необходимая для равномерного движения с заданной скоростью;
Nе*η = Nт – мощность автомобиля при полном открытии дросселя, соответствующая заданной скорости.
По ниже приведенной формуле определяем ряд значений скоростей на четвертой передаче:
V = (0.377×ne×r)/(iк×i0×iрк) (47)
Затем находим значения «И» для каждой скорости по формуле (48) и по таблице 10 выбираем значения kи.
И = (Nд + Nв)/Nе×η = (Nд + Nв)/Nт
Таблица 10 – Значения коэффициента kи
И |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
kп |
2,11 |
1,67 |
1,33 |
1,22 |
1,11 |
1,06 |
1,0 |
1,06 |
1,11 |