Для расчета работы буксования используют формулы, базирующиеся на статической обработке экспериментальных данных. Результаты расчетов по приведенным ниже двум формулам примерно одинаковы. Приведем варианты этих формул, зная, что удельная работа буксования сцепления равна
, ,(56)
где – работа буксования, Дж;
– суммарная площадь накладок сцепления, см2.
Удельная работа буксования при указанных выше условиях начала движения автомобиля с места: для легковых автомобилей [Аб] = 50…70 Дж / см; для грузовых автомобилей [Аб] = 15…120 Дж / см;
Работа буксования сцепления можно определить:
, Дж (57)
где – момент сопротивления движению при начале движения автомобиля, приведенный к ведущему валу коробки передач, Н×м;
– момент инерции автомобиля (автопоезда), приведенный к ведущему валу коробки передач;
–частота вращения коленчатого вала двигателя при начале движения, с-1;
, с (58)
где nM – частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальном крутящем моменте, с(об/мин.).
Момент инерции автомобиля
, кг м2(59)
где – динамический радиус качения колеса, м;
- разрешенная максимальная масса автомобиля, кг.
Приведенный момент сопротивления движению равен
, Н м,(60)
где – КПД трансмиссии; легковых автомобилей; ηтр = 0,82…0,85 грузовых автомобилей и автобусов; ηтр = 0,8…0,85 автомобилей повышенной проходимости;
– коэффициент сопротивления движению, для горизонтальной асфальтовой дороги .
Расчет производится для легковых автомобилей и автопоездов на первой передаче; для грузовых одиночных автомобилей на второй передаче.
- сила тяжести автомобиля, Н;
- передаточное число, соответственно главной передачи и коробки передач (первой передачи).
Приведенный момент сопротивления движению равен
Нм
Момент инерции автомобиля
кг м2
Частота вращения коленчатого вала двигателя при начале движения
с-1
Работа буксования сцепления
Дж
Суммарная площадь накладок сцепления
, см2;(63)
см2
Тогда удельная работа буксования :
, ,
Условие буксования выполняется Аб ≥ [Аб ].