Процесс движения судна в битых льдах очень сложен, составить его аналитическое описание не представляется возможным. Поэтому расчетные зависимости, связывающие сопротивление судна в битых льдах со скоростью движения, размерениями и параметрами льда, создавались на основании эмпирических данных, полученных в ходе натурных экспериментов. Основываясь на исследованиях, чистое сопротивление движению судна в битых льдах представим в следующем виде:
(3.9)
Где r - протяженность битого льда, м;
h - толщина битого льда, м;
r - плотность льда, т/м3;
fт - коэффициент трения борта о лед (fт = 0,08÷0,15);
a - коэффициент полноты действующей ватерлинии;
aн - коэффициент полноты носовой части действующей ватерлинии;
a0 - угол входа носовой ветви действующей ватерлинии, град;
- безразмерные коэффициенты (табл.3.1);
Sсж - сила сжатия, баллы;
g - ускорение свободного падения, м/с2.
Таблица 3.1 - Значения коэффициентов
Коэффициенты |
Сплоченность льда, баллы | |||
4 |
6 |
8 |
10 | |
|
0 |
0 |
7 × 10-2 |
7,4 × 10-2 |
|
0,93 |
2,54 |
5,70 |
8,2 |
|
4,3 |
4,3 |
4,3 |
4,3 |
|
- |
- |
- |
30 × 10-2 |
Транспортное судно будет испытывать большее сопротивление, чем ледокол из-за наличия цилиндрической вставки. Поэтому ледовое сопротивление судна можно выразить:
, (3.10)
гдеRлч - ледовое сопротивление, рассчитанное без учета влияния цилиндрической вставки (в кН);
lцв - длина цилиндрической вставки, м;
Kцв - коэффициент, равный 0,4.
Расчеты сопротивлений судов сводим в таблицу 3.2