Надо признать, что для ледового плавания требуется специальная подготовка. С распадом Балтийского морского пароходства численность российских капитанов, совершающих рейсы в водах Балтики, существенно сократилось. Именно они имели опыт ледового плавания. Сегодня первенство носителей знаний ледового плавания принадлежит капитанам ледоколов. Но эти знания имеют скрытый характер. Для перевода их в разряд явных знаний требуется, чтобы они были, как минимум, опубликованы.
Ледовая аварийность во многом зависит от опыта капитанов и старших помощников проводимых судов. Часто в арктическое плавание направляют людей, ранее во льдах не работавших. Такие судоводители стараются вести плавание осторожно и чаще всего действуют неправильно (с точки зрения тактики ледового плавания), подвергая судно повышенному риску.
Недра российского шельфа арктических морей (за исключением Восточно-Сибирского и Чукотского) содержат более 75% от НСР углеводородов, оцененных на шельфе всех морей страны. При существующих в настоящее время способах добычи нефти и газа в прибрежных районах арктических морей, танкерные перевозки можно считать главным, а порой и единственным способом доставки нефти из района промысла на перерабатывающие предприятия и береговые терминалы. О вероятности возникновения аварий танкеров свидетельствуют статистические данные, характеризующие общее состояние аварийности российских судов, плавающих под российским флагом за десятилетний период.
Немаловажно учитывать большое количество промысловых судов, работающих в районах заполярья.
Также при анализе аварийности судов за последние 10 лет отчётливо прослеживается увеличение количества аварийных случаев в осенние и зимние месяцы, обусловленное ухудшением условий плавания (в т. ч. ледовой обстановкой). В 2008 году 75% аварийных случаев, связанных с посадками судов на мель произошли в ледовых условиях.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что аварийность транспортного флота в условиях ледового плавания довольно высока. Очевидно, что проблема буксировки в ледовых условиях актуальна.
Далеко не всегда имеется возможность использовать для буксировки специально оборудованный ледокол, а буксировка посредством транспортного судна влечёт за собой ряд задач, определение и решение которых является целью моей дипломной работы.
Основные задачи дипломной работы:
выбор методики расчёта, позволяющей в судовых условиях принять решение о возможности аварийной буксировки для конкретной ситуации;
техническая реализация комплекса мероприятий, позволяющих произвести буксировку аварийного судна в ледовых условиях транспортным судном.
- Распределения льда в мировом океане
- Льды северного полушария
- Льды южного полушария
- Мониторинг ледовой обстановки
- Плавание в зоне вероятной встречи со льдом
- Вход судна в ледовую зону
- Выбор благоприятного пути во льдах
- Плавание в разреженных льдах
- Плавание в сплоченных льдах
- Скорость ледового плавания
- Счисление пути судна во льдах
- Определение сопротивления движению судна во льдах и скорости буксировки
- Расчет упора винта буксировщика
- Чистое ледовое сопротивление движению судна в битых льдах
- Определение максимальной скорости буксировки и силы тяги на гаке
- Буксирное устройство на ледоколах
- Выбор буксирного троса
- Элементы кранцевой защиты
- Сборка кормовой кранцевой защиты
- Выводы по произведённым расчётам
- Взятие на буксир, крепление и отдача буксира