Показатели рабочего цикла подразделяют на энергетические (работу, мощность, среднее давление) и экономические (к. п. д., удельный расход топлива). Сначала определяем индикаторные показатели, которые характеризуют энергетику и экономику в цилиндре.
Расчётное среднее индикаторное давление определяют по формуле, полученной на основе термодинамических соотношений, характеризующих работу при движения поршня в различных процессах цикла:
(11.1)
Действительное среднее индикаторное давление:
(МПа) (11.2)
где - коэффициент полноты индикаторной диаграммы, учитывающий отличие действительной индикаторной диаграммы от расчётной (в характерных точках a, с, z1, z, b на расчётной диаграмме, имеется изломы, в действительности все процессы протекают плавно, переходя один в другой) для дизельных двигателей
Упр = 0,92 - 0,95.
Индикаторный к. п. д. рабочего цикла:
(11.3)
Удельный индикаторный расход топлива:
(11.4)
Эффективные показатели двигателя, характеризующие энергетику и экономику на валу, отличаются от индикаторных показателей (в цилиндре) за счёт механических потерь, к которым относят:
а) потери на трение во всех движущихся элементах;
б) затраты энергии на привод всех вспомогательных механизмов (насосов, вентилятора, генератора и т.п.);
в) затраты энергии на газообмен (насосные потери).
Влияние механических потерь учитывают с помощью механического к. п. д., который лежит в пределах для дизельных двигателей: = 0,7 - 0,8.
Среднее эффективное давление составляет:
(МПа) (11.5)
Эффективный к. п. д. двигателя:
(11.6)
Удельный эффективный расход топлива:
(11.7)
Определение основных размеров цилиндра
Рабочий объём цилиндра:
(дм3) (12.1)
Литраж двигателя:
() (12.2)
Диаметр цилиндра:
(дм) =113 (мм) (12.3)
Ход поршня:
(дм) =124.3 (мм) (12.4)
Объём камеры сжатия:
() (12.5)
Объём в конце сгорания:
() (12.6)
Полный объём цилиндра:
() (12.7)
Проверочное соотношение:
().