Тепловой расчёт двигателя включает:
1) Расчёт всех основных процессов цикла (впуска, сжатия, сгорания, расширения, выпуска) и определение параметров рабочего тела (объёма, давления) в характерных точках цикла (a, c, z’, z b, r). На основе этих расчётов строят индикаторную диаграмму в системе координат p-v.
2) Определение основных энергетических индикаторных показателей, среди которых:
Li - индикаторная работа цикла;
Pi - среднее индикаторное давление, а также экономических индикаторных показателей; среди них:
hi - индикаторный к. п. д.;
gi - удельный индикаторный расход топлива.
После оценки механического к. п. д. двигателя определяют также аналогичные эффективные показатели: (энергетический (Ре) и экономические (he, ge)).
3) Определение основных размеров цилиндра (диаметра D и хода поршня S), а также характерных объёмов:
рабочего объёма цилиндра Vh;
объёма камеры сжатия Vc;
полного объёма цилиндра Va;
литража двигателя .
Тепловой расчёт выполняют для нормального режима.
Наддув, степень сжатия, цилиндр, коэффициент избытка воздуха, рабочее тело, индикаторное давление.
В качестве источника механической энергии на современных автомобилях и тракторах применяют в основном двигатели внутреннего сгорания (ДСВ). В ДСВ химическая энергия топлива преобразуется сначала в тепловую в процессе сгорания, а затем теплота превращается в механическую энергию на валу двигателя. Вырабатываемая механическая энергия частично используется для обслуживания внутренних систем двигателя (охлаждения, смазки, питания), а также внешних систем автомобиля или трактора (электроснабжения; тормозных, если тормозные системы с гидро- или пневмоприводом и т.д.). Но основным потребителем механической энергии является движитель (приводные колёса или гусеницы), куда энергия подаётся с помощью трансмиссии.
Основные показатели автомобиля или трактора (скорость движения, максимальная грузоподъёмность, экономичность, экологические факторы и т.п.) определяются главным образом двигателем. Поэтому, представляется очень важным уметь прогнозировать показатели двигателя и его характеристики, чтобы удовлетворить требованиям транспортного средства.
На современных автомобилях и тракторных применяют главным образом четырёхтактные бензиновые и дизельные двигатели. Основным направлением их форсирования и улучшения показателей служат газотурбинный наддув и охлаждение надувочного воздуха. Поэтому, необходимо выполнять тепловой расчёт двигателей именно таких типов с ориентацией на лучшие результаты, достигнутые в практике мирового автотракторного двигателестроения.
Таким образом, тепловой расчёт двигателя является первой и необходимой ступенью в процессе проектирования и создания нового двигателя или в процессе совершенствования существующего.
Исходные данные включают все необходимые для расчёта величины, а также важную информацию для обоснования выбора ряда констант и коэффициентов:
1 Тактность - четырёхтактный.
2 Вид топлива - бензин.
3 Мощность (эффективная) - Ne.
4 Частота вращения вала - n.
5 Степень сжатия - e.
6 Коэффициент избытка воздуха - a.
7 Давление наддува - Pk.
8Число цилиндров - i.
9 Отношение хода поршня к диаметру цилиндра - S/D.
Указанные величины в проектном расчёте предварительно оценивают, исходя из назначения двигателя, условий его работы, и пользуясь опытом отечественного и мирового автомобиле- и тракторостроения.
В средней климатической зоне, характерной для Украины, эти особенности можно не учитывать и расчёты вести при стандартных атмосферных условиях: Ро=0,101 МПа, То=293 К.
Для удобства исходные данные сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 - Исходные данные.
Ne, кВт |
n, об/мин |
e |
a |
Pk, Мпа |
i |
s/d |
p0 |
T0 |
|
D, мм |
169 |
2600 |
17 |
1,6 |
0,185 |
6 |
1,1 |
0,101 |
293 |
2 |
108,0 |
Прототип - MAN (Германия).
Параметры рабочего тела
Рабочее тело в цилиндре представляет собой в общем случае смесь воздуха, продуктов сгорания и паров топлива. Необходимо знать конкретный состав рабочего тела в каждом процессе, так как от этого зависят теплофизические свойства рабочего тела (теплоёмкости и показатель адиабаты).
- Расчет теоретически необходимого количества воздуха
- Расчет количества свежего заряда
- Расчет объёмных долей компонентов продуктов сгорания
- Расчет параметров наддува
- Расчет процесса впуска
- Расчёт процесса сжатия
- Расчет процесса сгорания
- Расчёт процесса расширения
- Проверка расчета процесса впуска
- Расчет показателей рабочего цикла
- Расчёт и проектирование системы наддува
- Построение индикаторной диаграммы