Основой для расчета и построения тяговой характеристики трактора является регуляторная характеристика двигателя.
Регуляторная характеристика двигателя имеет две ветви:
регуляторную - при nе >= nен и скоростную или корректорную - при nе < nен.
На корректорной ветви характеристики значения эффективной мощности Nе и удельного эффективного расхода топлива gе рассчитывают в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя nе по формуле:
Nе = Nен (аx + bx2 - cx3) (105)
gе = gен (a1 - b1x + c1x2) , (106)
где a, b, c, a1, b1, c1 - опытные коэффициенты, усредненные значения которых в зависимости от типа двигателя можно принять по табл.10.
x =nе/nен - относительная частота вращения коленчатого вала двигателя.
Таблица 10. Значение опытных коэффициентов.
Тип двигателя |
а |
b |
c |
a1 |
b1 |
c1 |
Дизели с нераздельной камерой сгорания |
0,87 |
1,12 |
1 |
1,55 |
1,55 |
1 |
Дизели с предкамерой |
0,6 |
1,4 |
1 |
1,2 |
1,2 |
1 |
Дизели с вихрекамерой |
0,7 |
1,3 |
1 |
1,35 |
1,35 |
1 |
Карбюраторные |
1 |
1 |
1 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
Остальные параметры двигателя определяются из следующих соотношений:
- крутящий момент двигателя
; (107)
- часовой расход топлива
Gе = 103 gе Nе (108)
На регуляторной ветви принимается, что момент Mе и часовой расход изменяются линейно от номинальных значений до Mе = 0 и Gт = Gтхх при nе = nхх. Крутящий момент на валу двигателя определится:
, (109)
где р = 1.07 .1.08 - коэффициент оборотов холостого хода.
Эффективная мощность
Nе = 2Mеnе10-3 . (110)
часовой расход топлива
, (111)
где т - коэффициент, учитывающий долю расхода топлива на холостом ходу от номинального режима т = 0.25 .0.3.
удельный расход топлива
; (112)