В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортной стратегией РФ до 2030 года поставлена задача обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.
Пассажирский транспорт является составной частью инфраструктуры города, его работа оказывает существенное влияние на формирование баланса общественного времени, расширение территориальных связей, размещение производительных сил. На примере городского пассажирского транспорта проявляется сложность перехода от отраслевых к территориальным принципам управления, когда увеличение нагрузки на трансформируемую отрасль не сопровождается соответствующим выделением ресурсов. Это приводит к негативным социальным последствиям, отрицательно отражается на функционировании всего хозяйственного комплекса страны и субъектов федерации.
Для подавляющего большинства средних и крупных городов пассажирский транспорт является одной из основных отраслью жизнеобеспечения, от нормального функционирования и развития которой зависит как работа хозяйственного комплекса, так и социальная обстановка в городе. Значительную долю в пассажиропотоках занимают пенсионеры и другие категории граждан, которым предоставлено право льготного (бесплатного) проезда, что подчеркивает важную социальную значимость общественного транспорта.
Тем самым основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления являются:
– обеспечение доступности городского транспорта;
– обеспечение безопасности на транспорте;
– обеспечение финансовой и технологической доступности городского общественного транспорта для отдельных слоев населения (пенсионеры, инвалиды и др.)
Именно муниципальный транспорт несет социальную нагрузку и обеспечивает доступность передвижения незащищенным слоям населения. Современные требования к транспорту таковы, что только совершенствование отрасли и внедрение инновационных технологий способно обеспечить его бесперебойную и рентабельную работу.
Несовершенство законодательства, регулирующего транспортную отрасль, привело к стихийному развитию рынка транспортных услуг в стране и в городе Челябинске в частности. За последнее десятилетие получили бурное развитие сеть услуг частных перевозчиков, заполонив магистрали города автобусами малой вместимости. Относительная простота прихода на рынок, отсутствие контролирующих рычагов и требований к качеству оказываемых услуг в течение нескольких лет привлекло на рынок случайных людей, непрофессионалов. В погоне за легкими деньгами такие перевозчики скупают старые «ГАЗели» в других регионах, где были своевременно приняты законодательные акты, регулирующие рынок транспортных услуг, нанимают водителей без опыта работы. Практика показывает, что в подавляющем большинстве частные предприятия не способны обеспечить первостепенные меры безопасности: не проводится медицинский осмотр водителей, технический контроль транспортных средств, выпускаемых на линию. Не редки случаи, когда перевозчики работают без лицензий и обслуживают любой понравившейся маршрут, в основном это центральные магистрали города. В результате, в городе предельно перегружена улично-дорожная сеть, остановочные площадки центральной части города не справляются с потоком «ГАЗелей», что ведет к образованию транспортных заторов и хаосу на перекрестках.
Большое количество машин с вместимостью не более 13 человек не способны в часы пиковых перевозок вместить всех пассажиров, желающих уехать. Высокая конкуренция на дублирующих маршрутах вынуждает водителей в погоне за пассажиром нарушать правила дорожного движения, зачастую осуществлять посадку и высадку со второй полосы движения. Вместе с тем окраины города и городские поселки не привлекательны для частных перевозчиков и обслуживаются только муниципальным транспортом.
Очевидно, что дальнейший рост количества маршрутов, обслуживаемых автобусами малой вместимости, стихийное, несбалансированное развитие маршрутной сети не только не решит проблему транспортного обслуживания в миллионном мегаполисе, но и усугубит уже назревшие проблемы.
Первоочередной задачей муниципальных властей в данной ситуации является совершенствование пассажирских перевозок в городе, создание качественной, сбалансированной, устойчиво функционирующей, экономически эффективной системы, привлекательной и доступной для всех слоев населения, обеспечивающей полную реализацию транспортных потребностей и социальных гарантий населения, при безопасной и эффективной деятельности всех перевозчиков, а также повышение эффективности расходов городского бюджета и привлечения частных инвестиций в транспортную отрасль.