Кульминационная фаза дорожно-транспортного происшествия характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелыми последствиями (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) развивается на участке дороги небольшой протяженности.
Конечная фаза дорожно-транспортного происшествия следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки.
Знание механизма дорожно-транспортного происшествия позволяет определить круг криминалистически значимых признаков, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины.
О масштабах проблем, связанных с обеспечением безопасности движения ТС на дорогах и в населенных пунктах, может свидетельствовать тот факт, что, по статистике Всемирной организации здравоохранения, в ДТП ежегодно гибнет до 1.2 миллиона человек. Более 15 миллионов получают телесные повреждения. В государственную статистическую отчетность МВД России включает все ДТП, при которых были зарегистрированы погибшие люди или травмированные. Регистрация остальных ДТП ведется на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами.
Статистика по Российской Федерации за прошедшие десять лет приведена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Статистика ДТП в России за период 2001-2011 гг.
Год |
Кол-во ДТП |
Погибло |
Ранено |
2001 |
164 401 |
30 916 |
187 790 |
2002 |
184 360 |
33 243 |
215 678 |
2003 |
204 267 |
35 602 |
243 919 |
2004 |
208 558 |
34 506 |
251 386 |
2005 |
223 342 |
33 957 |
274 864 |
2006 |
229 140 |
32 724 |
285 362 |
2007 |
233 809 |
33 308 |
292 206 |
2008 |
218 322 |
29 936 |
270 883 |
2009 |
203 603 |
26 084 |
257 034 |
2010 |
199 431 |
26 567 |
250 635 |
2011 |
199 868 |
27 953 |
251 848 |
Всего |
Анализируя данные таблицы необходимо отметить, что в число раненых входят лишившиеся трудоспособности и оставшиеся инвалидами, а до 2009 года статистика ГИБДД считала погибшими в ДТП тех, кто умирал в течение 7 суток после аварии. Все, кто умирал позднее, в официальные данные не попадали. С 2009 года порядок учёта погибших в ДТП изменён - срок наблюдения за пострадавшими в ДТП увеличен с 7 до 30 суток. Тем не менее в 2009 году зафиксирована меньшая смертность в ДТП по сравнению с прошлым годом и наименьшая с 1988 года.
Основными причинами, которые влияют на уровень аварийности в стране, являются:
невыполнение водителями ТС Правил дорожного движения (ежегодно совершаются три четверти всех ДТП);
нарушение Правил пешеходами, треть ДТП происходит по их вине;