Трасологическая экспертиза представляет собой один из наиболее распространенных видов криминалистических экспертиз. Криминалистическая экспертиза - составная часть судебных экспертиз в уголовном и гражданском процессе, исследовательская деятельность компетентных лиц, направленная на установление с помощью специальных познаний фактических данных, основанная на достижениях криминалистики и естественно-технических наук, процессуальных нормах, определяющих принципы и условия достоверного решения вопросов, интересующих органы предварительного расследования и суд. Для трасологической экспертизы характерно исследование следов для выявления внешнего строения отразившихся в них объектов. Предметом трасологической экспертизы как вида практической деятельности являются те фактические данные, которые необходимо установить, отвечая на поставленные перед экспертом вопросы, и из имеющихся объектов экспертизы.
Одним из важных этапов проведения экспертизы дорожно-транспортного происшествия является транспортно-трасологическая экспертиза (исследование) - независимая автоэкспертиза следов транспортного средства и места ДТП. По следам, оставленным на месте происшествия (следы торможения, царапины), осколкам и другим деталям эксперт определяет механизм ДТП, механизм взаимодействия автомобиля при столкновении; устанавливает координаты места столкновения или наезда; определяет факты возникновения неисправностей деталей транспортного средства после аварии; оценивает состояние пострадавших; выявляет признаки, характеризующие действия водителя.
Транспортная трасология - подраздел трасологии, в котором изучаются закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, способы обнаружения следов транспортных средств и следов на транспортных средствах, а также приемы извлечения, фиксации и исследования отобразившейся в них информации.
В рамках исследования следов на транспортных средствах (ТС) и месте ДТП решаются следующие задачи:
- определение механизма ДТП;
- установление пригодности следов для идентификации;
- определение механизма и условий следообразования;
- определение свойств и признаков следообразующего объекта;
- установление отдельных обстоятельств образования следов;
- отождествление объекта, оставившего след;
- установление механизма взаимодействия автомобилей при столкновении;
- установление механизма наезда на пешеходов (животных) и неподвижные препятствия;
- установление угла взаимного расположения автомобилей и направления удара в момент столкновения;
- установление взаимного расположения автомобилей относительно границ и осевой линии проезжей части;
- установление координат места столкновения ТС или места наезда на пешеходов;
- установление факта движения или неподвижности ТС при столкновении в момент первично контактного взаимодействия;
- установление части ТС, которой нанесены повреждения потерпевшим;
- определение по характеру повреждений на ТС места нахождения потерпевшего в салоне, кабине ТС в момент столкновения;
- установление частей ТС, контактировавших между собой в первичный момент столкновения;
- установление наличия, времени и причины повреждения шин ТС, гибких тормозных шлангов и резьбовых соединений;
- установление факта возникновения неисправности деталей ТС после ДТП;
- установление возможности получения механических повреждений имеющихся на транспортных средствах при взаимном контактном взаимодействии.
Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с другим транспортным средством либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.
Задача эксперта трасолога – полный, последовательный осмотр транспортного средства в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях – их реконструкция для последующего установления механизма дорожно-транспортного происшествия.