▪ Максимальный радиус поворота центра тяжести ТС на закруглении дороги в пределах разрешенной для него полосы движения можно определить по формуле:
(2.34)
где: R - наружный радиус закругления разрешенной для движения данного ТС полосы дороги, м;
Ва - габаритная ширина ТС, м;
Вд - ширина разрешенной для движения полосы в средней части закругления, м;
a - угол поворота дороги (угол между направлениями продольной оси дороги до и после закругления), м.
▪ Предельный по сцеплению радиус поворота ТС на дороге:
без поперечного уклона (2.35)
с поперечным уклоном (2.36)
▪ Предельный по опрокидыванию радиус поворота ТС на дороге:
без поперечного уклона
(2.37)
с поперечным уклоном
(2.38)
В формулах (2.36) и (2.38) знаки «-» в числителе и «+» в знаменателе берутся в случае поворота ТС в сторону поперечного уклона. При повороте в противоположную сторону порядок знаков меняется (в числителе «+», в знаменателе «-»).
▪ Расстояние в продольном направлении вдоль дороги, необходимое для выполнения маневра ТС, определяется:
а)при осуществлении отворота ТС в сторону от начального направления на заданную величину «а» с учетом времени реакции водителя на возникновение опасности для движения (t1) и времени срабатывания рулевого управления (tp ), по формуле
(2.39)
б) при осуществлении поперечного смещения полосы движения ТС на заданное расстояние «а» (выполнение маневра перестроения), по формуле
(2.40)
Здесь, в формулах (2.39-2.40), время срабатывания рулевого управления ТС согласно экспериментальным данным, рекомендуется принимать равным:
а) для легковых автомобилей и созданных на их базе грузовых автомобилей и автобусов - в пределах 0.1-0.4 с;
б) для остальных автобусов и грузовых автомобилей - в пределах 0.2-0.6 с.
▪ Максимально возможное (в поперечном измерении) отклонение траектории движения ТС на заданном участке дороги S:
а) при движении по дуге отклонения
(2.41)
б) при маневре перестроения (смене полосы движения)
(2.42)
В расчетах по формулам (2.39-2.42) предельное значение величины R - радиуса поворота ТС при осуществлении маневра - должно быть определено по формулам (2.35-2.38). Принимается большее значение радиуса.
В формулах (2.40) и (2.42) величина S есть расстояние между передней частью ТС в начальный момент осуществления маневра и задней его частью в момент завершения маневра перестроения.