Основными элементами грузовых теплоходов, подлежащими определению на начальной стадии проектирования, являются: водоизмещение судна, главные размерения корпуса, коэффициенты полноты, мощность силовой установки. Эти элементы определяются по эмпирическим формулам, большое число которых предложено различными авторами, или путем использования данных по судам-прототипам.
В разрабатываемого проекте водоизмещение грузового теплохода определяется по методу коэффициента утилизации:
где:G-грузоподъемность судна
η-коэффициент утилизации, определенный как отношение грузоподъемности судна к его водоизмещению.
Величина коэффициента утилизации проектируемого судна вычисляется путем использования данных по судну-прототипу, с введением корректирующей поправки, учитывающей отклонения основных характеристик судна-прототипа от проектируемого судна.
η = η0+Δη ;
η0 =G/D=1005/1580=0,64
D = G/η = 1020/0,64=1594 (т)
Δη = 0 ;
Т.е. водоизмещение проектируемого судна 1594 т.
Главные размерения и коэффициенты полноты определяются следующим образом.
Осадка судна не ограничена, поэтому, используя характеристики близких судов-прототипов, задаются соотношениями главных размерений ℓ=L/B=85/12,5=6,8 ; t=B/T=12,5/1,8=6,9 и значением δ применяется уравнение плавучести:
определяю:
; ;
Коэффициент полноты водоизмещения δ можно определить по формуле:
(большие значения соответствуют крупным судам).
Число Фруда:
где: ν-скорость судна, м/с
L-длина судна, м
g=9,8 м/с2
Fr=0,18 ;
δ=1,03-1,15∙0,18-0,02=0,803
Отсюда L=85,9 (м) ; В=12,6 (м) ; Т=1,8 (м)
Принимается L=86 (м) ; В=13 (м) ; Т=1,8 (м)
Коэффициенты полноты конструктивной ватерлинии определяется по формуле:
=0,88
коэффициент полноты площади мидель-шпангоута
= 0,997
Проверяется соотношением:
; 0,88∙0,997/0,8=1,1
Данное соотношение сохраняется, а значит вычисления произведены верно.
Находится высота борта проектируемого судна.
Высота борта назначается из условий:
А) обеспечение минимума надводного борта:
H≥T+fн,
где: fн - минимальная высота надводного борта, принимается по Правилам Речного Регистра в зависимости от длины корпуса и класса судна;
Для проектируемого судна fн=340 мм, Т=1,8
Значит H≥1,8+0,34=2,14. Принимается высота борта 3,4
Б) выполнение требований Речного Регистра в отношении максимально допустимых значений L/H и B/H с точки зрения прочности.
;
L/H=86/3,4=25 (L/H)max=29
B/H=13/3,4=3,8 (B/H)max=5
Условия выполняются, а значит данная высота борта допустима для проектируемого судна.
Мощность силовой энергетической установки грузового теплохода на начальной стадии проектирования определяется по формуле адмиралтейских коэффициентов: