На железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург – северного участка общеевропейского коридора №3 к настоящему времени реконструкция уже завершена.
Т а б л и ц а 1.1 – Перспективный полигон организации скоростного движения пассажирских поездов на сети Российских железных дорог
Направления, участки |
Протяженность, км |
Планируемая средняя маршрутная скорость пассажирских поездов после подготовки линии к скоростному движению |
1. Базовая линия Москва-Санкт-Петербург |
650 |
87,0 |
II. Первоочередные линии - 2170 км Москва-Красное (Брест) Москва-Нижний Новгород Москва-Воронеж-Ростов |
489 439 1242 |
75,0 73,9 62,0 |
III. Перспективные линии - 13050 км Санкт-Петербург-Бусловская Москва-Ярославль Екатеринбург-Новосибирск-Владивосток Нижний Новгород-Екатеринбург Москва-Саратов Москва-Казань Москва-Самара-Уфа Челябинск-Омск |
158 282 7370 1305 856 793 1503 783 |
75 70 68 76 63 73 67 75 |
Всего: |
15870 |
- |
Это позволит организовать здесь скоростное движение пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч и сократить время в пути до 4 ч и менее.
Формируется транспортный коридор "Север - Юг". Он позволит с использованием транспортной системы России и Ирана соединить Индию, Оман и другие страны Персидского залива, Индийского океана и Юго-Восточной Азии с Европой по более короткому пути. Один из возможных маршрутов этого коридора – направление по западному побережью Каспийского моря через пограничный железнодорожный переход Астара на азербайджано-иранской границе. При этом будет использована намечаемая к строительству на территории Ирана железнодорожная линия Казвин - Энзели - Астара. Институт Гипротранстэи по заданию МПС России разрабатывает ТЭО организации железнодорожных сообщений в транспортном коридоре "Север - Юг".
В настоящее время наблюдается тенденция соединения аэропортов, высокоскоростной железной дороги, городской железкой дороги, включающей линии скоростного трамвая и метрополитена в едином вокзальном комплексе.
Высокоскоростные перевозки в Европе – это будущий рынок для железных дорог, который пока осваивается только применительно к пассажирским перевозкам.
В 1990 г. было опубликовано сообщение Комиссии Европейского Союза «Европейская сеть высокоскоростных железных дорог», где в главе «Сеть высокоскоростных железных дорог и грузовые перевозки» обсуждался вопрос об использовании ВСМ для грузовых перевозок.