Для исследования влияния факторов, от которых зависит величина nск приняты следующие исходные данные:
масса грузового поезда Q 4200 т, пассажирского Q 1000;
длина линии L = 600 км, Vгр = 60 км/ч, Vпс = 120 км/ч;
Vск = 180 км/ч, α = 0,8; Cпч = 25 у.е.
Стоимости одного поездо – километра определены при средней заселенности поезда 900 чел. (15 – вагонный состав).
Методика исследования
При решении задач, связанных с повышением скоростей движения пассажирских поездов, одним из основных аргументов является размер пассажиропотока дальнего следования. Как показали исследования ряда авторов, величина этого пассажиропотока влияет на технико-экономическую эффектив-ность реконструкции железнодорожных линий для введения скоростного движения.
Реконструкция железнодорожной линии под скоростное пассажирское движение должна быть экономически обоснована с учетом народнохозяйственного эффекта от уменьшения времени нахождения пассажиров в пути.
В общем случае
, (7.1)
где Сс − годовые эксплуатационные расходы при существующем состоянии без скоростного движения;
Кр, Ср − стоимость реконструкции линии и годовые расходы при введении скоростного движения;
tок(н) − нормативный срок окупаемости.
Общий пассажирский поездопоток можно представить как сумму скоростных поездов и поездов, следующих с обычными скоростями, т.е.
. (7.2)
С учетом этого и воспользовавшись системой укрупненных норм, можно годовые расходы Сс и Ср (тыс. руб./год) представить в виде:
; (7.3)
, (7.4)
где nгр, n0, nск − число грузовых поездов, общее число пассажирских поездов, число скоростных поездов;
Сгр, Спс, Сск − расходы по передвижению одного грузового, пассажирского и скоростного поезда;
− расходы связанные с обгоном грузовых поездов пассажирскими и скоростными поездами;
α − коэффициент неравномерности движения по направлениям.
Расходы по передвижению поездов рассчитываются по укрупненным нормам
, (7.5)
где Спкм(i) − стоимость одного поездо-километра i-го поезда;
L − длина линии.
Число грузовых поездов (пар поездов/сутки) можно определить по формулам: до реконструкции
; (7.6)
после реконструкции и введения скоростного движения
, (7.7)
где Nmax − максимальная пропускная способность;
γ − коэффициент, учитывающий технологические перерывы в движении и необходимый резерв для обеспечения колебаний размеров движения поездов, (γ = 0,85);
εпс εск − коэффициенты съема пассажирских и скоростных поездов.
Расходы, связанные с обгоном грузовых поездов, определяются по известной формуле
; (7.8)
и
, (7.9)
где tст − время стоянки грузового поезда под обгоном;
− стоимость поездо-часа грузового поезда;
− межпоездной интервал;