Ровность определяют трехметровой рейкой, при этом просвет под рейкой не должен превышать: на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях 5мм; усовершенствованных покрытиях облегченного типа 7мм; переходных 15мм.
Контроль ровности осуществляется также передвижной многоопорной рейкой и специальным прибором - преобразователем дорожного профиля, оборудованным системой записи профиля дороги и микропрофиль. Требуемые показатели ровности асфальтобетонных покрытий при скорости движения автомобилей 50 км/ч приведены далее в таблице.
Оценка покрытия по ровности |
Ровность асфальтобетонного покрытия, см/км | |
Улицы 1-3 категории |
Дороги и улицы 4-5 категории | |
Отлично |
До 45 |
До 45 |
Хорошо |
45-80 |
45-110 |
Удовлетворительно |
80-110 |
110-120 |
Требуется ремонт |
Более 110 |
Более 120 |
Для других типов покрытий необходимость проведения ремонта покрытия возникает при следующих значениях ровности:
· Цементобетонные - 110-210 см/км
· Щебеночные обработанные - 280 см/км
· Щебеночные необработанные - 350 см/км
Для обеспечения безопасного движения транспорта важное значение имеет степень сцепления колеса автомобиля с покрытием. Этот показатель характеризуется коэффициентом сцепления φ.
Для определения коэффициента сцепления используют портативные приборы, а также передвижные установки. При отсутствии этих приборов коэффициент сцепления определяют по длине тормозного пути или замедлению (отрицательному ускорению) автомобиля.
Коэффициент сцепления,φ |
Тормозной путь, м |
Замедление автомобиля, м/с |
Характеристика покрытия |
Менее 0,3 |
Более 19 |
Менее 3,7 |
Очень скользкое |
0,3 - 0,4 |
19 - 14,5 |
3.7 - 4,9 |
Скользкое |
0,4 |
Менее 14,5 |
Более 4,9 |
Отвечает требованиям по шероховатости |
Замедление - отношение показателей скорости автомобиля ко времени от начала торможения до полной остановки автомобиля.
Наиболее высокими сцепными свойствами обладают цементобетонные покрытия: на сухом покрытии φ=0,7 - 0,8; на влажном φ= 0,4 - 0,5.
Сцепные свойства асфальтобетонных покрытий зависят от типа смесей и срока службы покрытия; среднее значение φ для сухих покрытий 0,5 - 0,8; для влажных 0,3 - 0,5. После 5 - 8 лет эксплуатации вследствие износа покрытия, измельчения и полировки минеральных зерен сцепные качества покрытия ухудшаются. Для обеспечения безопасного движения транспорта требуется, чтобы коэффициент сцепления дорожных покрытий был не менее 0,45 на следующих дорогах и участках дорог:
· при уклонах более 30%;
· при горизонтальных кривых наименьшего радиуса (для дорог и улиц 1-3 категорий - 250 м, 4-6 категорий - 125 м);
· в пределах пересечений улиц на расстоянии 50 - 100 м до пересечения;
· на мостах, путепроводах и подходах к ним;
· на остановочных пунктах общественного транспорта в пределах 50 - 100 м;
· на участках дорог с ограниченной видимостью;
· в пределах транспортных тоннелей.
На остальных дорогах коэффициент сцепления должен быть не менее 0,35.
Для оценки степени изношенности покрытия служит коэффициент износа, представляющий собой отношение фактической величины износа h к расчетной H0:
Kинт = Nфакт /Nрасч,
где N - число транспортных единиц, шт.
В случаях, когда Kинт˃ 1, необходимо принять меры к увеличению пропускной способности дороги.
Оценку фактической прочности дорожной одежды производят путем измерения высокоточным нивелированием осадки покрытия (полной и обратимой) под колесами расчетного автомобиля.
По величине полной осадки рассчитывают модуль деформации для дорог нежесткого типа.
Kзап. проч= Eфакт / Eтреб,
При K=1 покрытие соответствует требованиям по прочности;
K= 0,8-1 - одежда работает на пределе прочности;
K= 0,8-0,65 - потеря прочности.
При необходимости производят выборочный лабораторный контроль дорожной одежды, назначение которого заключается в проверке качества материалов, асфальтобетонных смесей и их соответствия действующим стандартам.