1. На основании показателей объема работы вагонного парка рассчитываются показатели качества использования вагонного парка. Эти показатели приводятся в статистической отчетности: среднесуточная производительность вагона грузового парка Fw , динамическая нагрузка груженого qgr и рабочего qrb , статистическая нагрузка p, процент порожнего пробега вагонов к груженому αw-gr и общему пробегу αw, среднесуточный пробег Sw, полный рейс Rw, коэффициент местной работы km, вагонное плечо Lw, общее время работы оборота вагона T.
Для аналитических целей определяют показатели: число технических станций ktr, проходимых вагонов за время оборота и структуру транзитных вагонов wtr-r, wtr-br. Расчет показателей структуры транзитных вагонов позволяет выявить качественные изменения, от которых в значительной степени зависит величина среднего простоя транзитного вагона.
2. Среднесуточная производительность вагона грузового парка показывает, сколько тонно-километров нетто эксплуатационных приходится в среднем на один вагон рабочего парка в среднем за сутки. Она определяется как отношение грузооборота в тонно-километрах нетто грузового и пассажирского движения Σ(pl)n к рабочему парку в вагоно-сутках:
Fw = Σ(pl)n / ntrb
Fw (баз.) = 14744948*1000/1599006 = 9221,32 т-км.
Fw (тек.) = 14597781*1000/1632639 = 8941,21 т-км.
3. Для оценки использования грузоподъемной силы вагона рассчитываются несколько показателей, характеризующих загрузку вагона.
Динамическая нагрузка груженого вагона характеризует загрузку на всем пути следования: рассчитывается делением грузооборота в тонно-километрах нетто грузового и пассажирского движения на пробег груженых вагонов во всех видах движения:
qgr = Σ(pl)n / Σ ngrs
qgr (баз.) = 14744948/307134 = 48,01 т/ваг.
qgr (тек.) = 14597781/313119 = 46,62 т/ваг.
Динамическая нагрузка рассчитывается и на вагон рабочего парка делением объема перевозок на общий пробег вагонов грузового парка.
qrb = Σ(pl)n / Σ ngs
qrb (баз.) = 14744948/511664 = 28,82 т/ваг.
qrb (тек.) = 14597781/519124 = 28,12 т/ваг.
Динамическая нагрузка тары грузового вагона qt определяется делением тонно-километров тары Σ(pl)t на общий пробег вагонов:
qt = Σ(pl)'t / Σ ngs
qt (баз.) = 11119404/511664 = 21,73 т/ваг.
qt (тек.) = 11813729/519124 = 22,76 т/ваг.
4. Ряд показателей характеризуют различные виды расстояний, пройденных вагоном.
Полный Rw отражает расстояние, пройденное вагоном в среднем за один производственный цикл. Полные производственные циклы выполняются вагонами, как правило, в пределах нескольких дорог. В этой связи для дороги полный рейс показывает, сколько километров в среднем проходит вагон в границах дороги, выполняя один производственный цикл.
Rw= Σ ngs / Σ u
Rw (баз.) = 511664*1000/356903 = 1433,62 км.
Rw (тек.) = 519124*1000/349651 = 1484,67 км.
Часть расстояния за производственный цикл вагон проходит в груженом состоянии, оно характеризуется груженым рейсом Rrg:
Rrg = Σ ngrs / Σ u
Rrg (баз.) = 307134*1000/356903 = 2387,55 км.
Rrg (тек.) = 313119*1000/349651 = 2461,43 км.
Расстояние, которое проходит вагон в среднем за один производственный цикл в порожнем состоянии, называется порожним рейсом Rr.
Rr = Σ nrs / Σ u
Rr (баз.) = 204530*1000/356903 = 573,07 км.
Rr (тек.) = 206002*1000/349651 = 589,16 км.
Вагонное плечо Lw – это расстояние, которое проходит в среднем вагон между двумя техническими станциями, определяется делением общего пробега вагонов на число транзитных вагонов:
Lw = Σ ngs / Σ ztr
Lw (баз.) = 511664*1000/2352990 = 217,45 км.
Lw (тек.) = 519124*1000/2269907 = 228,7 км.
Среднесуточный пробег вагона Sw отражает расстояние, пройденное вагоном в среднем за сутки, определяется как отношение общего пробега к вагоно-суткам рабочего парка:
Sw = Σ ngs / ntrb
Sw (баз.) = 511664*1000/1599006 = 319,99 км/сут.
Sw (тек.) = 519124*1000/1632639 = 317,97 км/сут.
5. Для оценки доли непроизводительного (порожнего) пробега вагонов применяются относительные величины:
координации αw – соотношение порожнего и груженого пробегов вагонов:
αw-gr = (Σ nrs / Σ ngrs)*100
αw-gr (баз.) = 204530*100/307134 = 66,59 %
αw-gr (тек.) = 206002*100/313119 = 65,79 %
структуры αw-gr – соотношение порожнего и общего пробегов вагонов:
αw = (Σ nrs / Σ ngs)*100
αw (баз.) = 204530*100/511664 = 39,97 %
αw (тек.) = 206002*100/519124 = 39,68 %
6. коэффициент местной работы km показывает, сколько грузовых операций Σ zgr приходится в среднем на единицу работы или на один производственный цикл:
km = Σ zgr / Σ u