Более удобными и наглядными оценочными показателями приемистости являются время и путь разгона автомобиля в заданном интервале скоростей. Эти показатели могут быть определены опытным или расчетным путем. Из расчетных, наиболее простым, является графико-аналитический метод Н.А. Яковлева [2].
На выделенной передаче в интервале скоростей от vн до vк (см. рис. 5) кривую разбивают на 8 участков, предполагая, что движение автомобиля в пределах выделенных участков равноускоренное, находят для каждого из них средние значения ускорений .
Тогда , м/с2
где – ускорения в начале и конце участка, м/с²;
Время прохождения выделенного участка:
, с. (21)
Общее время прохождения всех участков в интервале скоростей при разгоне на i-й передаче равно сумме
, (22)
где n – число участков.
Путь , м, проходимый автомобилем за время , определяют по формуле:
, (23)
где – средняя скорость прохождения участка, м/с.
Путь , м, проходимый при движении автомобиля на i передаче в интервале скоростей от до , равен сумме
. (24)
При переключении передач автомобиль движется в режиме выбега, его скорость уменьшается на величину и за время переключения передачи он проходит путь .
Время, затрачиваемое на переключение передачи, с для автомобилей с дизельными двигателями.
Потеря скорости при переключении с 1-й на 2-ю передачу определяется выражением
, (25)
а при переключении со 2-й на 3-ю передачу и для всех остальных по формуле:
, (26)
где – скорость начала выбега, м/с;
– сила трения в трансмиссии при скорости движения автомобиля, близкой к нулю, Н
Ртр0=102 – сила трения в трансмиссии при скорости движения автомобиля, близкой к нулю, Н;
Ктр=11 – коэффициент, учитывающий влияние скорости на силу трения, Н∙с/м;
следовательно , Н
Пройденный в процессе переключения передач путь определяется по формуле
. (27)