Ситуация в отечественном авиастроении непосредственно влияет на состояние и развитие авиационных перевозок в нашем государстве. Анализ подтверждает, что только за первые 10 лет самостоятельного развития Украины объемы грузовых авиаперевозок сократились в 8,3 раза, а пассажирских - в 12,5 раза (см. табл. 1). При этом пассажирооборот уменьшился с 16,1 млрд. ткм в 1990 г. до 1,7 млрд. в 2000 г., а доля этого вида транспорта в общем пассажирообороте страны упала с 7% до 1%. Такое падение до сих пор не исправлено, ведь в 2007 г. (по отношению к объемам 1990 г.) грузов самолетами перевезено только 53,8%, пассажиров - 33,9%, а доля этого вида транспорта в общем пассажирообороте страны составляет 6%. Однако в последние годы некоторое оживление в этом отношении все же наблюдается. В грузовых авиаперевозках, благодаря увеличению среднего расстояния транспортировки 1 т груза, грузооборот вырос с 0,1 млрд. ткм в 1990 г. до 0,4 млрд. в 2007 г., а доля авиационного транспорта в общем грузообороте страны достигает 0,1 %. Во внутренних грузоперевозках конкуренцию воздушному флоту составляют автомобильный транспорт и железная дорога. Вероятно, сдерживает авиаперевозки также состояние аэропортов, их взлетно-посадочных полос и аэронавигационного оборудования.
В силу этого в грузовых авиаперевозках наблюдается постепенное выравнивание среднего расстояния перемещения 1 т груза и расстояния ее перевозки в международном сообщении (если в 2000 г. эти показатели относились как 1:1,025, то в 2007 г. - как 1:1,003), что, по нашему убеждению, свидетельствует о постепенном исчезновении грузовых авиаперевозок внутри страны. При этом в пассажирских авиаперевозках отмечается такая же тенденция. В данном случае соответствующие показатели относились как 1:1,184 (в 2000 г.) и 1:1,172 (в 2007 г.). Кроме того, анализ свидетельствует о постепенном вытеснении отечественного воздушного флота из авиационных перевозок (то есть из использования воздушного пространства страны), а также о замещении его иностранными компаниями и самолетами (см. табл. 2). Как правило, иностранных перевозчиков отличают более совершенные техника и организация перевозок, благоприятные тарифы и некоторые нетарифные преимущества.
Таблица 1
Динамика перевозок грузов и пассажиров авиационным транспортом
Показатели |
Годы | |||||
1990 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 | ||
Перевозки грузов (млн. т) | ||||||
Все виды транспорта . |
6286 |
1529 |
1805 |
1873 |
1990 | |
Индекс к 1990 г. (%) |
- |
24,3 |
28,7 |
29,8 |
31,7 | |
Авиационный . |
0,2 |
0,0 |
0,1 |
0,1 |
0,1 | |
Индекс к 1990 г. (%) |
- |
12 |
65,3 |
51,1 |
53,8 | |
Перевозки пассажиров | ||||||
Все виды транспорта (млн. чел.) |
14977 |
7780 |
8200 |
8242 |
8214 | |
Индекс к 1990 г. (%) |
- |
51,9 |
54,8 |
55,0 |
54,8 | |
Авиационный (тыс. чел.) |
14550 |
1164 |
3813 |
4351 |
4929 | |
Индекс к 1990 г. (%) |
- |
8 |
26,2 |
29,9 |
33,9 | |