Значительно меняются правила выбора благоприятного пути при самостоятельном плавании судна во льдах сплоченностью 4 - 6 баллов. В этом случае плавание осуществляется только по разводьям, выбор которых целесообразно определять с мачты с тем, чтобы:
общее направление цепи разводий было по возможности ближе к генеральному курсу судна;
разводья сообщались между собой или разделялись незначительными перемычками сплоченного, но проходимого льда.
При выборе цепи разводий следует руководствоваться приемом, основанным на сравнении кажущейся сплоченности льда впереди судна с кажущейся сплоченностью льда, находящегося на том же расстоянии, но позади судна, где оно только что проходило и была оценена фактическая сплоченность льда. Сопоставляя кажущуюся и фактическую сплоченность позади судна и зная кажущуюся сплоченность впереди, нетрудно оценить фактическую сплоченность льда по курсу судна. Главное требование при этом - не ограничиваться обзором только ближайшей части своего пути. Необходимо иметь уверенность, что выбранные для движения разводья не разделены сплоченным льдом, непроходимым для судна данной ледовой категории.
При плавании по цепи разводий судно в определенных условиях может попасть в "мешок" - разводье, из которого нет выхода (рис.2.4). Избежать этого можно только с помощью систематического и тщательного наблюдения за льдом как визуально, так и с помощью радиолокатора. При этом надо по возможности учитывать косвенные признаки чистой воды и льда за пределами видимости - водяное и ледяное небо. Следует помнить, что попадание судна в "мешок" чревато не только потерей времени, но и общим усложнением ситуации - если произойдет перегруппировка льда под воздействием ветра и течений, судно окажется блокированным со всех сторон сплоченным льдом.
Рисунок 2.4 - Схематическая иллюстрация возможности попадания судна в ледовый "мешок" при выборе пути по цепочке разводий
При переходе судна из одного разводья в другое и наличии сплоченной перемычки льда необходимо изучить ее и найти наиболее слабое место для прохода. Если в пределах видимости путей для обхода сплоченной перемычки не обнаружено, капитан, прикинув прочность корпуса и мощность энергетической установки, может форсировать перемычку.
Он должен при этом руководствоваться следующими правилами:
не пересекать перемычки там, где наблюдается торошение льда;
нужно попытаться найти другой, пусть даже существенно более длинный путь;
не форсировать перемычку на стыках ледяных полей, так как, нарушив установившееся равновесие сил ветра и течений, действующих на ледяные поля, судоводитель рискует подвергнуть судно сжатию;
форсировать перемычку следует по возможности против направления ветра - это облегчит маневрирование судна и позволит избежать его попадания в сжатие;
при встрече с тяжелой для данного судна перемычкой ее форсирование оправдано лишь при уверенности, что подобной перемычки на дальнейшем пути следования не будет; в противном случае лучше выждать улучшения ледовой обстановки или запросить помощь ледокола.
Решение о вызове ледокола принимается с учетом прогноза направления и скорости ветра. При плавании у берега, если ожидаются свежие нажимные ветровые потоки, надо поспешить с просьбой о ледокольной помощи.