Многие современные бензиновые двигатели и большинство дизельных снабжены системами газотурбинного наддува, что позволяет значительно повысить мощность при практически тех же габаритах и одновременно снизить удельный расход топлива. Компрессор, установленный в системе газотурбинного наддува, должен создавать большее давление, чем давление наддува Рк, так как часть его тратится не сопротивление воздушного тракта между компрессором и двигателем.
Основным элементом, создающим сопротивление, является охладитель наддувочного воздуха. Последний конструируют так, чтобы он существенно снижал температуру воздуха, но мало влиял на давление. На основании статистических данных потери давления в охладителе составляют:
Следовательно, давление за компрессором:
(МПа) (5.1)
Степень повышения давления в компрессоре:
(5.2)
где Р0 - атмосферное давление.
Пpи сжатии воздуха в компрессоре происходит повышение его температуры, которая определяется по формуле:
(5.3)
гдеТ0 - температура атмосферного воздуха;
К = 1,40 - показатель адиабаты для воздуха;
ηкад = 0,68 - 0,76 - адиабатный к. п. д. компрессора.
Повышение температуры составит:
(К)
Температура воздуха на входе в двигатель:
(5.4)
где σ = 0,5 - 0,8 - степень тепловой эффективности охладителя.
Теоретически, если σ = 0, то , что означает отсутствие охлаждения.
Если σ = 1, то , что соответствует полному охлаждению воздуха до температуры окружающей среды. С термодинамической точки зрения величину σ целесообразно увеличивать, однако при этом растут габариты и масса охладителя. Практикой выработаны рекомендации для целесообразного выбора значения степени тепловой эффективности охладителя в диапазоне, указанном выше.
Температура воздуха на входе в двигатель составит:
(К)