Рельсовая колея определяется своей шириной, положением рельсовых нитей по уровню и подуклонкой рельсов. При движении подвижного состава по кривой появляется центробежная сила J. Она создает дополнительное давление колес на наружную рельсовую нить, в связи с чем рельсы на ней изнашиваются быстрее, возникают отбои рельсовых нитей, появляется непогашенное центробежное ускорение, при больших значениях которого пасса-
жиры испытывают неприятное ощущение.
Чтобы компенсировать действие силы J и ограничить центробежное ускорение на кривых вводят возвышение наружного рельса h. При проектировании железнодорожных линий возвышение h определяется по формуле:
h = 12,5 * К * Vср2/R, (2.10)
где 12,5 – коэффициент, учитывающий различия в размерности;
Vср2 – средневзвешенная скорость движения поезда, км/ч;
R – радиус кривой, м;
К – коэффициент смещения экипажа относительно оси пути, при скорости меньше 120 км/ч равный 1, больше 120 км/ч–1,1.
R – радиус кривой, в м;
Рисунок 2.3 – Расчетная схема для определения возвышения наружного рель са в кривых: h — возвышение наружного рельса в кривой радиуса R; S0 — расстояние между двумя осями рельсов (S0 = 1600 мм); G — вес экипажа; J — центробежная сила; N, Т — составляющие веса экипажа G; α—угол наклона полотна пути
Средневзвешенная скорость движения поездов рассчитаем по формуле:
Vср2= (2.11)
где Vгр, Vпас,Vск – скорость движения грузовых, скорых и пассажирских соответственно.
где ni – число поездов одинаково веса, движущихся с одинаковой скоростью, в шт.;
Рi – вес поездов, в т.;
Vср2 = (км/ч)2
Рассчитаем возвышение наружного рельса по формуле:
h = 12,5 * 1,0 * 4261,4/600 = 88,8 мм
Обеспечение комфортабельности езды пассажиров, характеризуемого допускаемым не погашенным ускорением:
hо = 12,5(V²max. /R) – 115, мм (2.12)
V²max – максимальная скорость пассажирских поездов для кривой R, км/ч;
115 – недостаток возвышения наружного рельса при котором возникает непогашенное ускорение равное 0,7м/с2. [8]
h = 12,5 * 1052/600 – 115 = 114,7 мм;
За окончательное значение возвышения принимаем большее из двух, величину расчётного возвышения округляем до значения кратного 5 мм в большую сторону.
Наибольшим допускаемым возвышением согласно ПТЭ на железных дорогах РБ является возвышение 150 мм.
К дальнейшим расчетам принимается h расчетное – 115 мм.