По результатам социологического исследования, проведенного Южно-Уральским государственным университетом очень незначительное число людей, около 3,5% от всех опрошенных, вообще не пользуются общественным, муниципальным транспортом, около 41% пользуются им ежедневно, 23% используют транспорт только несколько раз в неделю, 15% – несколько раз за месяц, и 18% пользуются транспортом только раз в месяц, а то и реже.
Почти 80% пассажиров г. Челябинска проводят до 1 часа времени в муниципальном транспорте, примерно 17% – тратят на поездки от 1 до 2 часов в день и примерно 3% – более 2 часов проводят в муниципальном общественном транспорте.
В ходе обследования население спрашивали: как в настоящее время они обычно (1) добираются до работы, (2) ездят по магазинам и (3) совершают поездки в связи с развлечениями и отдыхом.
Около 60% используют общественный транспорт или добираются до работы пешком (от 31 до 48% пользуются городским общественным транспортом, 11–29% добираются пешком), более 1/3 (36%) всех опрошенных оказались не работающими гражданами или теми, кому не нужно перемещаться к месту работы. Только 3–5% добираются до работы используя собственные легковые автомобили. В группе опрошенных работающих имело место следующее распределение по использованию видов транспорта (в среднем по всем городам, где проводился опрос) для целей рабочих поездок:
1. 64% общественным транспортом;
2. 29% пешком;
3. 6% частным автомобилем;
4. 1% прочие виды транспорта;
Использование частного транспорта немного выше при совершении поездок с целью покупок, организации отдыха и посещения культурных учреждений, чем при рабочих поездках. В поездках за покупками доля использующих городской общественный транспорт почти равна доле «пеших» покупателей (40% и 48% соответственно; 5–8% ответили, что они не занимаются покупками вообще). Относительно интенсивно используется общественный транспорт для посещения культурных учреждений: 53–63% от всех опрошенных (18–27% добираются до культурных учреждений пешком и 11–13% вообще не совершают такого рода поездок).
Из тех, кто использует частные легковые автомобили для рабочих поездок, около 75% пользуются собственными автомобилями, в то время как 25% используют автомобили, принадлежащие непосредственному работодателю опрашиваемого человека (какой-либо компании или муниципалитету / другим государственным органам) или работодателю одного из членов семьи опрашиваемого. Как уже упоминалось, данная группа, является весьма немногочисленной (всего 6% от всех поездок типа «дом-работа-дом»).
Несмотря на то, что общественным транспортом пользуется большая часть населения г. Челябинска, данная отрасль является убыточной.
Управлением транспорта Администрации города разработана и утверждена решением Челябинской городской Думы от 02.09.2010 г. №16/59 Концепция развития транспортной отрасли города Челябинска.
Концепцией обозначены следующие основные проблемы транспортной отрасли города Челябинска.
1. Снижение доходов муниципальных транспортных предприятий от перевозки пассажиров
Доходы муниципальных транспортных предприятий от перевозки пассажиров в 2009 году составили 1087,7 млн. руб., что на 8,1% ниже уровня 2008 года.
Компенсация за перевозку льготных пассажиров и финансирование по регулируемому тарифу составила 362,5 млн. рублей.
Доля собственных доходов с учетом компенсации от предоставления льготного проезда в расходах за 2009 год составила 83,6%.
В том числе: по МУП «Челябгортранс» – 86,1%, по МУП «Челябинскавтотранс» – 75,9%. Недофинансирование составляет 16,4%, в том числе по льготным категориям регионального уровня – 13,2% или 230 млн. руб.
Доля собственных доходов в расходах за 2009 год, без учета компенсаций из бюджетов разных уровней, составила: МУП «Челябгортранс» – 63,2%, МУП «Челябинскавтотранс» – 61,2%.
Среднемесячный доход от перевозок на 1 единицу подвижного состава составляет: по МУП «Челябгортранс» – 84,8 тыс. руб., по МУП «Челябинскавтотранс» – 53,9 тыс. руб. (для справки: в г. Казани доход составляет от 150 до 200 тыс. руб.).
Подходы, используемые на территории Челябинской области в отношении возмещения расходов транспортных предприятий от перевозки льготных пассажиров федерального и регионального уровня, не предполагают полного возмещения расходов, что на протяжении нескольких лет подрывает экономику транспортных предприятий и ставит их на грань выживания. Введенная в действие система электронного учета поездок позволяет определить объем оказанных транспортных услуг населению и суммы необходимой компенсации из бюджетов соответствующих уровней. Некомпенсированные потери от реализации единых социальных проездных билетов составили только за 2009 год 338 миллионов рублей.