Совершенствованию нормативно-правовых актов, способствующих повышению эффективности работы транспорта и упорядочению работы перевозчиков, обслуживающих внутримуниципальные маршруты в Концепции определен отдельный пункт.
Это единственный пункт Концепции, в котором названы конкретные мероприятия, а именно те нормативно-правовые акты, которые необходимо принять.
Итак:
1. Запланирована подготовка и принятие решения Челябинской городской Думы «О параметрах качества обслуживания населения в городе Челябинске городским пассажирским транспортом общего пользования»;
2. По результатам мероприятий по оптимизации маршрутной сети – подготовка Постановления Администрации города «Об утверждении маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования»;
3. Проведение поэтапного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам утвержденной маршрутной сети. Первым этапом, которого будет проведение конкурса по отбору перевозчиков, вторым этапом – закрепление маршрутов за перевозчиками;
4. Подготовка и принятие Постановления Администрации города «О регулировании деятельности перевозчиков, работающих на рынке пассажирских перевозок», утверждающее формы и методы взаимодействия с перевозчиками:
– положение о диспетчерском управлении;
– форма паспорта внутримуниципального маршрута;
– форма и порядок предоставления отчета перевозчика по исполнению договора об осуществлении перевозок;
5. Внесение изменений в решение Челябинской городской Думы от 30.06.2010 №4/14 «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска». Утверждение в новой редакции Временного положения о правилах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок на территории города Челябинска, внесение изменений во Временное положение о проведении конкурса на право обслуживания внутримуниципального маршрута по маршрутной сети города Челябинска;
6. Подготовка конкурсной документации на право обслуживания внутримуниципальных маршрутов.
Основными принципами отбора перевозчиков на обслуживание внутримуниципальных маршрутов будут являться:
– перевозка льготных пассажиров;
– наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств: удовлетворяющих требованиям экологического стандарта «Евро-3» и выше, оборудованных терминалами электронного учета поездок;
– наличие в собственности или на иных основаниях специализированной базы для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств, достаточной для обслуживания количества подвижного состава, установленного конкурсной документацией;
– наличие на предприятии централизованного предрейсового технического и медицинского осмотра;
– способность перевозчика обеспечить единовременную перевозку пассажиров автобусами большой вместимости в целях реализации стратегически важных муниципальных функций по исполнению норм Федеральных законов от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», обеспечить перевозку граждан миллионного города в условиях чрезвычайных ситуаций, проведения праздничных мероприятий большого масштаба, при концентрации значительного количества людей.
Основными подходами при проведении конкурсов будут:
– допуск к конкурсу перевозчиков, прошедших первичный отбор по организационно-техническим требованиям на основании конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по регулярным маршрутам утвержденной маршрутной сети;
– формирование лотов из нескольких маршрутов разных уровней доходности, в том числе заведомо убыточных, но социально значимых;
– организация и проведение конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок по регулируемым маршрутам утвержденной маршрутной сети подвижным составом большой вместимости на основных улицах и проспектах;
– формирование лотов и проведение конкурсов на право обслуживания коммерческих маршрутов, обслуживание которых не требует привлечения подвижного состава большой вместимости. Формирование лотов происходит по принципу: поступление в бюджет от рентабельных маршрутов должно обеспечить затраты бюджета на возмещение расходов, связанных с осуществлением перевозок по маршрутам с низким пассажиропотоком;
– жесткий последующий контроль за соблюдением всеми перевозчиками условий конкурсов.
В приложении 1 представлены результаты реализации Концепции развития транспортной отрасли города Челябинска в части совершенствования нормативно-правовых актов.