2. Перегрузка более чем в два раза основных магистралей ввиду использования автобусов малой и особо малой вместимости на автобусных маршрутах, дублирование маршрутов;
3. Недостаточные темпы обновления подвижного состава.
Значительная доля машин и вагонов находится за пределами нормативного срока износа, что резко снижает надежность работы и эффективность его использования на линиях, создает угрозу безопасности перевозки пассажиров, требует дополнительных затрат, снижает имидж муниципального перевозчика. Средний возраст подвижного состава составляет: по трамваю – 22 года, по троллейбусу – 15,4 лет, по автобусу – 15 лет. Кроме того, необходима кардинальная смена типа используемых автобусов на низкопольные с вместимостью от 110 человек;
4. Крайне изношено путевое хозяйство городского наземного электрического транспорта;
5. Существующая система диспетчерского контроля не позволяет обеспечивать все функции учета и контроля за работой городского пассажирского транспорта. Вследствие чего нет достаточного контроля качества выполняемой транспортной работы. Предлагается оснащение всех транспортных средств приемопередающими устройствами с определением местоположения и внедрение системы контроля в реальном времени за движением транспорта, а также создание механизма для обязательного использования этой системы всеми перевозчиками;
6. Дефицит водительских кадров, отток квалифицированных кадров ремонтных рабочих вследствие низкого уровня заработной платы;
7. Непопулярность муниципального транспорта обусловлена рядом объективных причин: высокий износ транспортных средств, используемых на муниципальных маршрутах, значительные интервалы движения, низкая скорость движения по городу, что вызвало значительный отток пассажиров и снизило доходную часть муниципальных транспортных предприятий.
Исходя из перечисленных проблем транспортной сети города Челябинска, утверждены следующие направления развития городского транспорта общего пользования.
Во-первых, формирование маршрутной сети городского пассажирского транспорта.
Во-вторых, стабилизация работы комплекса муниципальных транспортных организаций.
Данные направления можно назвать стратегическими, так как они являются долгосрочными и предполагают длительный период реализации.
Для реализации первого направления разработана муниципальная целевая программа «Оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта на 2010–2013 годы».
Реализация Программы будет осуществляться на основе выполнения мероприятий поэтапно: первый этап – проведение полного сквозного обследования пассажиропотоков, анализа направленности передвижений граждан, выявления объектов тяготения; анализа существующей маршрутной сети. Подготовка предложений по корректировке существующей маршрутной сети на основе полученных данных по обследованию пассажиропотоков, с учетом ее оптимизации, сокращения количества маршрутов и подвижного состава малой вместимости, при сохранении провозных возможностей.
Второй этап – проведение указанных обследований после одного года работы по оптимизированной маршрутной сети, сравнительный анализ полученных результатов.
Результатом реализации программы будет оптимизация маршрутной сети с учетом пропускной способности остановочных пунктов, сокращение количества автобусных маршрутов за счет разработки рациональных схем движения, увеличение на автобусных маршрутах, обслуживаемых частными перевозчиками подвижного состава большой вместимости, повышение безопасности перевозок, снижение аварийности и сокращение количества ДТП с участием городского общественного транспорта.
Проведение работ предполагает применение научного подхода к разработке маршрутной сети и потребует привлечения значительного кадрового состава. Исполнители работ будут выявлены в ходе проведения конкурсных процедур.
Следует отметить, что программа распространяет свое действие на 2010–2013 годы и логично предположить, что утверждена она должна была быть в 2009 году в то время как дата регистрации в Управлении экономики города – 28 декабря 2010. В программе на 2010 год запланировано:
– сокращения дублирующих маршрутов до 165;
– сокращение количества подвижного состава малой вместимости (М2 и М3 класс В) до 1450 единиц.
На 2010 год финансирование программы составило 3 540 тыс. рублей. То есть предполагалось, что за 4 рабочих дня (29–31 декабря) данные средства должны быть освоены.
Таким образом, программа принята лишь для отчетности, следовательно, ее цели и задачи четко не проработаны.