Лопасть НВ представляет собой вращающееся крыло большого удлинения и характеризуется определенной совокупностью геометрических и кинематических параметров, относящихся ко всей лопасти или к ее отдельном сечениям [6].
Лопасти при поступательном полете вертолета вращаются вокруг оси НВ, перемещаются вместе с вертолетом в пространстве, изменяют свое угловое положение, поворачиваясь в указанных шарнирах при каждом обороте винта [6].
Аэродинамика несущей поверхности определяется прежде всего формой ее поперечных сечений. Профиль представляет собой контур, образующийся при пересечении крыла или лопасти плоскостью, перпендикулярной ее продольной оси, и характеризующийся совокупностью геометрических параметров. Прямая, соединяющая две наиболее удаленные точки профиля, называется хордой [6]. От внешних форм лопасти зависит получение высоких значении подъемной силы и максимальной скорости горизонтальною полета при заданной мощности двигателя и т. д. Поэтому профиль лопасти должен обладать большим аэродинамическим качеством, малым изменением положения центра давления в рабочем диапазоне углов атаки сечений лопасти, высокими значениями коэффициента подъемной силы Сy max, угла атаки сечения αкрит. и крутящего момента Мкр., обеспечивать способность перехода на режим самовращения (авторотации) в большом диапазоне углов атаки и возможность простого конструктивного и технологического выполнения лопасти [5].
Круткой лопасти Δφ называется разность углов установки в комлевом и концевом сечениях лопасти (рисунок 1.5). У большинства лопастей крутка составляет 6–12°. Крутку из соображений аэродинамики (улучшения КПД) желательно увеличивать, но при этом в конструкции лопасти растут переменные напряжения, что снижает ее ресурс. Крутка дает более равномерное распределение аэродинамических сил вдоль лопасти и уменьшает индуктивные потери НВ, вызываемые неравномерностью индуктивного потока. Кроме того, крутка увеличивает углы атаки сечений лопасти, расположенных близко к оси винта, где окружная скорость мала, что повышает их эффективность [1].
Рисунок 1.5 – Незакрученная (а) и закрученная (б) лопасти
Обычно лопасти несущих винтов вертолетов аналогично крыльям самолетов, имеют отрицательную геометрическую крутку, так что у комля углы атаки больше, чем на конце. Такая крутка приводит к затягиванию срыва потока на конце лопасти, идущей по потоку, и увеличивает значение критического изгибающего момента концевых профилей, что позволяет повысить скорость полета вертолета [5].
Форма лопасти в плане может быть прямоугольной, трапециевидной и смешанной (рисунок 1.6). Трапециевидные лопасти близки к оптимальным с точки зрения аэродинамики (наиболее схожи с эллиптической формой), имеют меньшие индуктивные и профильные потери. Однако чаще всего на вертолетах из технологических соображений применяются лопасти прямоугольной формы в плане [1].
Рисунок 1.6 – Формы лопастей в плане, где а – прямоугольная; б – трапециевидная; в – смешанная
Лопасть состоит из лонжерона и закрепленных на нем хвостовых отсеков, которые образуют основную несущую поверхность и формируют аэродинамический профиль лопасти.