Итак, время пересадки на спасательную лодку 20 пассажиров в реальных условиях составит:
Название операции Время, сек.
Расчетное оптимальное время . 96,8
Расстегивание крепления и снятие лодки с места хранения 4,0 Подноска лодки к выходу (расстояние 7 м, скорость 0,8 м/сек) 8,0
Дополнительное время, обусловленное неспокойным состоянием моря и страхом пассажиров (по данным пожарных испытаний—по 1,7 сек. на человека) 34,0
Всего . 142,8
Экспериментальные данные эвакуации пассажиров из горящего самолета, а также данные, полученные при спуске спасательных лодок с аварийного самолета DG-4, показывают, что посадка пассажиров в лодки при выходе их через окна занимает больше времени, чем при выходе через заднюю основную дверь. Использование любого другого выхода займет всегда больше 142,8 сек.
До сих пор основное внимание было обращено на несоответствие между временем затопления самолета и временем, необходимым для пересадки пассажиров из самолета на спасательные лодки. Однако имеются также другие факторы, которые могут сильно влиять на продолжительность пересадки пассажиров в лодки. Приведем для примера четыре из них:
1. Ветер и состояние моря.
2. Задержка пассажиров вне самолета перед посадкой в лодку.
3. Взаимное положение тонущего самолета и спасательных лодок.
4. Замедление посадки за счет подбирания пассажиров, плавающих в воде.
Нормальное состояние моря.
Ветер, дующий со скоростью 35 км/час, является обычным явлением на море. Он поднимает волны высотой до 3 м. Часто одновременно с волнами на море имеет место зыбь высотой до 2,5 м. Временами волны этих двух видов складываются, образуя огромную волну, захлестывающую плавающий самолет. Волны перекатываются через крылья, накрывают переднюю часть фюзеляжа и уносят от самолета плохо прикрепленные к нему лодки и людей. Если экипаж самолета может справиться с посадкой пассажиров в таких условиях, то не может быть сомнения, что при спокойном море или при небольшой волне все пассажиры будут спасены.
Влияние ветра и волн на тонущий самолет.
Нельзя с полной уверенностью утверждать, что самолет, совершивший вынужденную посадку на воду, обязательно развернется против ветра, тем более что хвостовая часть его при посадке на воду часто отламывается. Вследствие этого экипаж и пассажиры должны быть готовыми к тому, что волны и зыбь будут набегать на самолет с любого направления. Под действием волн, разбивающихся о самолет с наветренной стороны, самолет будет то медленно подниматься на волне, то опускаться, зарываться носом, разворачиваться вправо и влево, крениться, пока не затонет. В течение всего этого времени выходы будут находиться то над водой, то под водой, то на одном уровне с ней.
Расположение спасательных лодок в крыльевых отсеках.
На некоторых самолетах спасательные лодки размещаются в крыльевых и (или) фюзеляжных отсеках. Они могут спускаться на воду действием из кабины пилота, где имеется специальный рычаг управления ими. При включении механизма спуска каждая лодка выбрасывается из отсека и одновременно надувается. Спасательные лодки прикрепляются к самолету с помощью троса длиной 6 м, который заканчивается шнуром, обрывающимся при отделении лодки от самолета от усилия в 20 кг. В том случае, когда невозможно произвести выброску лодок при помощи механизма спуска, действуя из кабины пилота, их можно выбросить непосредственно из крыльевых отсеков, пользуясь ручкой сброса, специально предусмотренной на этот случай.
Вполне понятно, что на самолетах, оборудованных такой системой сбрасывания спасательных лодок, время для пересадки пассажиров в лодки значительно сокращается.