Аварии самолетов практически можно разделить на две основные группы:
А. Внезапные аварии, когда имеется очень мало времени или же его совсем не имеется для подготовки самолета и экипажа к удару в результате падения или вынужденной посадки на сушу или на воду.
Б. «Ожидаемые аварии», когда имеется достаточно времени для подготовки самолета и его экипажа к вынужденной посадке на сушу или на воду.
Данные статистики показывают, что за последние годы процент внезапных аварий намного превышает процент ожидаемых аварий. Так, например, в 1951, 1952 и 1953 годах на долю внезапных аварий приходилось соответственно 63%, 70% и 80% от общего числа аварий на суше. Поэтому необходимо обратить особое внимание на соответствующую подготовку и инструктаж летных экипажей и пассажиров, а также на обеспечение их необходимыми средствами для того, чтобы успешно преодолеть опасность как внезапной, так и ожидаемой аварии.
Порядок действий экипажа самолета и пассажиров в случае внезапной и ожидаемой аварий в основном одинаков. Однако в обоих случаях характер их действий зависит от наличия времени и от характера аварии. Поэтому для внезапных аварий нельзя заранее точно предусмотреть порядок действий членов экипажа и пассажиров. Этот порядок в каждом отдельном случае должен устанавливаться самим экипажем в зависимости от конкретных условий, при которых происходит данная авария. При этом большое значение имеет подготовленность и личные качества членов экипажа.
При внезапном складывании шасси во время посадки самолета в аэропорту возникает та же проблема, что и при ожидаемой посадке самолета на фюзеляж, а именно — успешная эвакуация всех находящихся в самолете людей. Поэтому можно считать, что основной порядок действий остается одинаковым как при внезапной, так и при ожидаемой аварии.
Фактор времени является основным признаком, отличающим один вид аварии от другого. Эффективное использование времени, имеющегося в случае ожидаемой аварии, значительно увеличивает вероятность сохранения жизни большему числу людей. Надлежащий инструктаж экипажа и пассажиров, соответствующая подготовка кабин пилота и пассажиров, а также своевременное извещение органов спасательной службы об аварии — все эти мероприятия способствуют уменьшению количества жертв при аварии самолета. Однако, поскольку внезапные аварии случаются чаще, чем ожидаемые, необходимо, чтобы пассажиры и экипаж были заранее обеспечены наиболее эффективными средствами спасения.
В полете могут возникнуть такие условия, когда потребуется заблаговременная частичная подготовка самолета и пассажиров к возможной аварии. Такие условия могут возникнуть в связи с ненормальной работой мотора или оборудования самолета, например при отказе одного из моторов на двухмоторном самолете при полете над морем или над местностью, где посадка связана с большим риском. В этих условиях нет необходимости проводить полную подготовку самолета и пассажиров к вынужденной посадке. Однако пассажирам следует сообщить о создавшейся обстановке и в дальнейшем информировать их о том, как протекает полет и какие принимаются меры для обеспечения их безопасности.
- Подготовка летных экипажей на случай аварии самолета
- Время для спасения
- Принятие решений экипажем в случае аварии
- Тренировка в практическом использовании аварийного оборудования
- Приспособления для эвакуации пассажиров из самолета
- Обозначение аварийных выходов
- Спасательное снаряжение на случай вынужденной посадки на воду
- Спасательные подушки
- Инструктаж пассажиров. Общие положения
- Предполетный инструктаж пассажиров
- Порядок инструктажа пассажиров
- Обстановка при проведении инструктажа
- Последовательность действий
- Организация взаимной помощи
- Объявление пассажирам аварийного положения
- Процедура подготовки пассажиров перед вынужденной посадкой
- Действия экипажа и пассажиров перед вынужденной посадкой
- Подготовка пассажиров к вынужденной посадке
- Привязные ремни
- Открывание аварийных выходов
- Аварийное освещение
- Позы, рекомендуемые для пассажиров и членов экипажа при вынужденной посадке самолета на сушу и на воду
- Телесные повреждения при ударе самолета о землю
- Возможность возникновения паники среди пассажиров
- Возможность использования выходов
- Эвакуация пассажиров из самолета на суше в условиях пожара
- Приспособления для эвакуации пассажиров на суше
- Выход на землю через надкрыльные люки
- Эвакуация пассажиров при вынужденной посадке на воду
- Плавучесть сухопутных самолетов
- Расчетное оптимальное время, необходимое для пересадки пассажиров с самолета па спасательные лодки