В состав субъектов, которым непосредственно наносится ущерб от повреждения ТС в ДТП, входят: владельцы транспортных средств; владельцы груза.
При расчете по каждому субъекту учитываются составляющие ущерба, расходы по которым они несут.
▪ Владельцы транспортных средств:
- Стоимость работ по спасению транспортного средства;
- Стоимость работ по эвакуации транспортного средства;
- Величина ущерба в случае невозможности восстановления транспортного средства;
- Стоимость работ по восстановлению (ремонту) транспортного средства;
- Величина утраты товарной стоимости транспортного средства в результате ремонтных работ;
- Судебные издержки;
- Величина ущерба из-за затрат времени, связанных с расследованием дорожно-транспортного происшествия и возмещением убытков;
- Невостребованная часть страхового возмещения за транспортное средство.
▪ Владельцы груза:
- Величина ущерба вследствие срыва договорных обязательств по перевозке грузов и пассажиров;
- Величина ущерба из-за повреждения груза или уничтожения груза;
- Невостребованная часть страхового возмещения за груз.
Методика предусматривает проведение расчетов по оценке ущерба для следующих видов транспортных средств:
1. Легковые автомобили:
- Отечественные;
- Импортные.
2. Грузовые автомобили, включая состав прицепов:
- Отечественные;
- Импортные.
3. Автобусы:
- Отечественные;
- Импортные.
4. Мототранспортные средства.
4.2 Оценка ущерба при повреждении автотранспортных средств и грузов.
Величина годового ущерба от повреждения автотранспортных средств и грузов рассчитывается по формуле:
(4.1)
где Сущ - величина годового ущерба от повреждения автотранспортных средств в дорожно-транспортном происшествии, руб.;
n - количество поврежденных ТС;
w - число видов поврежденных ТС;
z - число видов составляющих потерь от повреждения ТС;
х - число видов составляющих потерь от повреждения груза;
Сikl - величина ущерба владельца ТС от повреждения в ДТП i- ого ТС k-го вида, по l-ой составляющей потерь, руб.;
Сiq - величина ущерба владельца груза по q-ому виду составляющей потерь груза при повреждении i-го числа ТС, руб.
Ниже приведем обозначения и текущие номера индексов, соответствующих формуле (4.1).
Величина ущерба в случае невозможности восстановления транспортного средства (l = 3) рассчитывается как остаточная стоимость ТС на дату повреждения. Расчет проводится по «Методике оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния» Р-0311294-0376-98, утвержденной Минтрансом России.
Стоимость работ по восстановлению (ремонту) транспортного средства (l = 4) и величина потерь товарной стоимости транспортного средства (l = 5) рассчитываются по «Методике оценки стоимости поврежденных транспортных средств, стоимости их восстановления и ущерба от повреждения» Р-03112194-0377-98, утвержденной Минтрансом России.
Таблица 4.1 - Характеристики поврежденных транспортных средств
Текущий номер индекса, k |
Характеристика транспортного средства при расчете ущерба |
1 |
Отечественные легковые автомобили |
2 |
Импортные легковые автомобили |
3 |
Отечественные грузовые автомобили, включая прицепной состав |
4 |
Импортные грузовые автомобили, включая прицепной состав |
5 |
Отечественные автобусы |
6 |
Импортные автобусы |
w = 7 |
Мототранспортные средства |
Таблица 4.2 - Характеристики потерь при расчете ущерба
Текущий номер индекса, l |
Характеристика потерь при расчете ущерба |
1 |
Стоимость работ по спасению транспортного средства |
2 |
Стоимость работ по эвакуации транспортного средства |
3 |
Величина ущерба в случае невозможности восстановления транспортного средства |
4 |
Стоимость работ по восстановлению (ремонту) транспортного средства |
5 |
Величина потери товарной стоимости транспортного средства |
6 |
Величина судебных издержек |
7 |
Величина потерь, связанных с затратами времени на расследование дорожно-транспортного происшествия и возмещение убытков |
z = 8 |
Невостребованная часть страхового возмещения за транспортное средство |