Расчет состоит в определении основных сил, действующих в КШМ и определении параметров маховика.
Исходными данными для расчета являются: результаты теплового расчета двигателя, конструктивный прототип двигателя, значение номинальной эффективной мощности, полученной в тяговом расчете трактора, или автомобиля и значение номинальной частоты вращения коленчатого вала.
По результатам расчета необходимо выполнить следующие листы графической части: 1лист - диаграмма газовых, инерционных и суммарных сил; 2лист - диаграммы сил N,Рш,K' и T, действующих в КШМ; 3 лист -диаграмма суммарного крутящего момента.
Определение усилий, действующих в КШМ, необходимо для расчета деталей двигателя на прочность и определения нагрузок на подшипники. При расчете КШМ силы трения и тяжести не учитываем и принимаем, что коленвал вращается с постоянной угловой скоростью, а картер неподвижен. Таким образом, основные силы при расчете деталей КШМ - силы давления газов и инерции движущихся масс. Схема сил, действующих в КШМ, приведена на рис. 2.
Так как на поршень во внутренней полости картера действует атмосферное давление, то избыточное давление газов на поршень определяем
pг = p x - p о , (62)
где p x - текущее абсолютное давление газов в цилиндре ( определяется по индикаторной диаграмме), МПа;
pо - атмосферное давление (pо = 0,1 МПа).
Вдоль оси цилиндра на поршень действует сила давления газов и силы инерции возвратно-поступательное движущихся масс. Суммарное усилие по оси цилиндра, действующее на поршневой палец (кН):
Рå = Рг + Рj , (63)
где Рг - силы давления газов, кН;
Рj - силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс. Силы давления газов определяются (кН):
, (64)
где px - текущее значение давления по индикаторной диаграмме, МПа;
D - диаметр цилиндра, м.
Для облегчения определения РΣ и дальнейшего динамического расчета КШМ свернутую индикаторную диаграмму в координатах p, V преобразуем в развернутую диаграмму в координатах pг , a.
Построение развернутой индикаторной диаграммы рекомендуется производить с использованием приближенного уравнения для перемещения поршня относительно верхней мертвой точки:
Sx = R ((1+l/4)-(COSj+(l/4COS2j)) , (65)
где l= R/Lш - кинематический параметр КШМ (принимаем по прототипу двигателя).
Решая уравнение (82) для разных j , определяем соответствующие им Sx.
Причем достаточно произвести расчет для j =(0 .180), так как Sx является симметричной функцией относительно точки j=1800 и имеет период 3600.
Полученные результаты заносим в таблицу 5. Отрезки по вертикали из точек Sx, соответствующих определенным j до пересечения с кривыми свернутой индикаторной диаграммы в масштабе mp указывают текущее значение px.По выражению (81) определяем Рг, используя полученные значения px.
Таблица 5. Результаты расчетов для построения развернутой индикаторной диаграммы
j, град |
впус |
0 |
- |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
120 |
140 |
160 |
180 |
сжат |
360 |
- |
340 |
320 |
300 |
280 |
260 |
240 |
220 |
200 |
- | |
расш |
370 |
380 |
400 |
420 |
440 |
460 |
480 |
500 |
520 |
540 | ||
вып |
720 |
- |
700 |
680 |
660 |
640 |
620 |
600 |
580 |
560 |
- | |
Sx/S |
0 |
0,012 |
0,038 |
0,145 |
0,300 |
0,480 |
0,650 |
0,800 |
0,910 |
0,977 |
1 | |
px,MПа |
впук. |
0,115 |
- |
0,100 |
0,097 |
0,090 |
0,090 |
0,090 |
0,090 |
0,090 |
0,090 |
0,090 |
сжат. |
4,205 |
- |
2,270 |
0,760 |
0,650 |
0,230 |
0,130 |
0,110 |
0,100 |
0,950 |
- | |
расш. |
- |
6,728 |
6,700 |
2,450 |
1,250 |
0,760 |
0,600 |
0,400 |
0,350 |
0,330 |
0,326 | |
вып. |
0,115 |
0,115 |
0,115 |
0,115 |
0,115 |
0,115 |
0,150 |
0,150 |
0,230 |
- |