Автомобили-самосвалы, предназначены для перевозки навалочных и сыпучих грузов, широко применяются в народном хозяйстве страны. Большинство автомобилей-самосвалов создано на базе основных моделей грузовых автомобилей и отличается от них формой кузова, уменьшенной длиной, укороченной базой, а иногда и увеличенным передаточным числом главной передачи. Уменьшение длины базы автомобиля-самосвала улучшает его манёвренность, а увеличение передаточного числа главной передачи повышает тяговые качества.
По сравнению с бортовым автомобилем время разгрузки автомобиля-самосвала значительно меньше, поэтому при массовых перевозках на небольшие расстояния использование автомобилей-самосвалов повышает производительность подвижного состава и снижает себестоимость тонно-километра перевезённого груза.
Автомобили-самосвалы оборудуются опрокидывающим устройством, предназначенным для механизированной разгрузки кузова его наклоном. У большинства автомобилей-самосвалов груз сбрасывается назад, однако существуют также автомобили-самосвалы с разгрузкой на две и три стороны.
Автомобили-самосвалы имеют деревянные (для сельскохозяйственных грузов) или металлические кузова. Кроме того, Белорусский и Могилёвский автозаводы выпускают автомобили-самосвалы особо большой грузоподъёмности (20 – 75 т), специально сконструированные для работы на крупных стройках и в карьерах. В настоящее время в эксплуатации находятся автомобили-самосвалы БелАЗ-540А (рис.218, е) грузоподъёмностью 27т и БелАЗ-548А грузоподъёмностью 40т. На их базе для перевозки угля созданы автомобили БелАЗ-7520 и БелАЗ-6425 с увеличенными объёмами кузовов. Такие автомобили-самосвалы имеют металлические сварные кузова ковшового типа. Прочная конструкция кузова позволяет выполнять погрузку породы при помощи экскаваторов. Кабина водителя прикрывается сзади и сверху защитным козырьком.
На самосвале БелАЗ-540А использованы оригинальные конструктивные решения. Применение гидромеханической трансмиссии позволило улучшить тягово-динамические качества самосвала и облегчить управление. Наличие конечных передач позволило разгрузить дифференциал и полуоси, соответственно уменьшив их размеры. Пневмогидравлическая подвеска обеспечила плавность движения автомобиля, а гидравлический усилитель в рулевом управлении значительно уменьшил усилие на рулевом колесе. На первичном валу коробки передач установлен гидродинамический тормоз-замедлитель.
На базе автомобиля ГАЗ-53А создан самосвал ГАЗ-САЗ-53Б (рис.218, а) с металлическим кузовом грузоподъёмностью 3,5т. Кузов имеет жёсткий каркас, а при помощи гидравлического подъёмного механизма может опрокидываться назад, на левую и на правую стороны. На базе автомобиля ЗИЛ-130 создан автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 (рис.218, б) грузоподъёмностью 4,5т с цельнометаллическим кузовом полукруглой формы с автоматически открывающимся задним бортом при опрокидывании кузова, предназначен для перевозки строительных сыпучих грузов. На базе автомобиля МАЗ-5335 создан автомобиль-самосвал МАЗ-5549 грузоподъёмностью 7т (рис.218, в) с задним бортом, открывающимся и закрывающимся автоматически.
В семейство автомобилей КамАЗ входит также автомобиль-самосвал КамАЗ-5510 (рис.218, г) грузоподъёмностью 7т. На строительстве со значительным объёмом бетонных и земляных работ применяют самосвалы КрАЗ-256 (рис.218, д) грузоподъёмностью 10т (базовая модель – автомобиль КрАЗ-257). Автомобили-самосвалы большой грузоподъёмности иногда называют внедорожными машинами, так как их используют в условиях бездорожья. Большой диаметр и значительная ширина колёс повышают проходимость автомобилей-самосвалов. Гидравлические подъёмные механизмы значительно сокращают время разгрузки автомобилей, самые большие карьерные самосвалы разгружаются в течение 20-25с.
- Автомобили САЗ-3504 и САЗ-3503
- Автомобили САЗ-3502 и ГАЗ-САЗ-53Б
- Автомобили ЗИЛ-ММЗ-55 и ЗИЛ-ММЗ-554
- Автомобиль ЗИЛ-ММЗ-4502
- Автомобиль КамАЗ-5511
- Автомобили МАЗ-503А и МАЗ-5549
- Автомобиль КрАЗ-256БI
- Основные виды и параметры отечественных автомобилей-самопогрузчиков
- Автомобиль-самопогрузчик НИИАТ-П404
- Определение технической и эксплуатационной производительности для погрузочно-разгрузочных машин прерывного действия
- Технико-эксплуатационные показатели